Ботаники СО РАН готовят «великое переселение» овощей

Уже скоро в огородах и на столе у любого из нас могут появиться «овощи-эмигранты», выращиваемые в Центральном сибирском ботаническом саду

Вероятно, через несколько лет наряду с картошкой и помидорами для нашего рациона вполне привычным блюдом будут азиатская момордика и африканский кивано, причём выращенные собственноручно. Пока же их можно увидеть в Центральном сибирском ботаническом саду СО РАН вместе с самым острым перцем и танцующим растением.

Репродукцией новых пищевых растений занимается старший научный сотрудник ЦСБС СО РАН Юрий Фотиев. По его словам, новосибирские дачники уже интересуются этими культурами, обращаясь в ботсад за саженцами и семенами.

Так, африканский овощ кивано по вкусу похож на обычный огурец, но содержит гораздо больше калия, поэтому идеально подходит для рациона «сердечников». Сибирские ботаники вывели его новый сорт – «Зелёный дракон», который пригоден даже для выращивания в открытом грунте этой местности. Плоды кивано могут храниться при комнатной температуре до полугода, и это – их естественное свойство, а не результат вмешательства генетиков.

А экстракты из момордики – рода лиан семейства тыквенных, произрастающих в Азии, Африке и Австралии – снижают уровень сахара в крови, помогают бороться со многими микробами и вирусами, являются хорошими антиоксидантами. Выделенный из момордики белок МАР30 в будущем может стать компонентом лекарств против опухолей и даже ВИЧ-инфекции. По вкусу же этот овощ напоминает то баклажан, то картофельные драники.

Помимо них, в ботаническом саду СО РАН находится самая большая за Уралом коллекция дикорастущих форм и культурных сортов перца и томатов. Тут есть и рекордсмен книги Гиннеса – индийский бхут джолокия, или «перец-призрак». Он настолько острый, что практически не употребляется в пищу, зато может сослужить неплохую службу против насекомых-вредителей. А на родине это растение применяют для защиты построек от слонов.

Встречаются в ЦСБС и другие виды с необычными свойствами, о применении которых учёные пока не задумывались. Например, Desmodium gyrans – его листья шевелятся под воздействием солнечных лучей, тепла и вибрации, реагируя в том числе и на музыку. Так что можно сказать, что это растение танцует.

Источник: www.copah.info