Магниты для лазера XFEL изготовят в Петербурге

Все 715 магнитов для сверхмощного европейского рентгеновского лазера на свободных электронах планируется изготовить к концу 2014 года

Опытный завод НИИ электрофизической аппаратуры имени Ефремова, расположенный в пригороде Санкт-Петербурга, до конца 2014 года планирует изготовить все 715 магнитов для сверхмощного европейского рентгеновского лазера на свободных электронах XFEL, сообщил РИА Новости директор завода Виталий Танаев.

«Мы изготавливаем порядка 715 магнитов различного исполнения – квадрупольные, дипольные, секступольные. В чём особенность этих магнитов – это высокоточные электромагнитные линзы. Мало кто из стран в мире может изготовить такие магниты», – сказал он, уточнив, что на сегодняшний день изготовлено уже свыше 200 магнитов.

XFEL представляет собой ускоритель электронов со специальным устройством – ондулятором, состоящим из периодически расположенных магнитов, отклоняющих электроны от прямолинейной траектории. Разогнанные до околосветовой скорости электроны в ондуляторе под действием магнитного поля отклоняются и генерируют рентгеновское излучение. Это излучение позволяет с высокой точностью исследовать структуру вещества, изучать белковые молекулы, в режиме реального времени следить за ходом химических реакций.

Установка будет находиться в окрестностях Гамбурга в системе туннелей общей длиной 5 километров 777 метров. Туннели выходят в экспериментальный зал площадью 4,5 тысячи квадратных метров и глубиной 14 метров. Предполагается, что лазер начнёт работать в 2016 году.

Россия участвует в строительстве лазера через корпорацию РОСНАНО, которая выделила на него 306,4 миллиона евро. Вся стоимость проекта оценивается примерно в 1232 миллиарда евро, в нём участвуют 12 стран.

Помимо НИИЭФА имени Ефремова, к сооружению установки подключён новосибирский Институт ядерной физики имени Будкера, где будут изготовлены последние секции ондулятора. Научное руководство реализацией проекта возложено на НИЦ «Курчатовский институт».

xfel магниты международное сотрудничество нииэфа отечественные разработки санкт-петербург