Американский астроном Скотт Шеппард (Scott Sheppard) обнаружил космический объект, на сегодняшний день являющийся наиболее удаленным от Солнца в Солнечной системе. О загадках, связанных с этим астероидом, он сообщил на заседании Американского астрономического общества.

Астероид V774104 расположен в 15,4 миллиардов км или в 103 астрономических единицах (АЕ) от Солнца. Стоит напомнить, что одна АЕ равна расстоянию от Солнца до Земли. Сам факт обнаружения еще одного, пусть даже столь далекого астероида, был бы, очевидно, интересен только узкому кругу специалистов, если бы не загадки, связанные с его орбитой. Пока ученые не знают, каким образом двигается V774104. Если его орбита приведет астероид ближе к Солнцу, то его можно будет считать частью пояса Койпера, к которому принадлежат различные, достаточно хорошо изученные небесные тела. Все особенности их орбиты объясняются воздействием на них гравитации Нептуна.

А вот если причудливая орбита V774104 не приблизит карликовую планету к Солнцу, то тогда это будет означать, что обнаружено еще одно небесное тело, принадлежащее загадочному облаку Оорта, сферической области Солнечной системы, возможно, служащей источником долгопериодических комет (о ней писал портал Научная Россия). К этой области, даже в существовании которой у некоторых ученых есть сомнения, возможно, относятся такие карликовые планеты, как Седна и 2012 VP113. Эти астероиды интересны тем, что они никогда не приближаются к Солнцу ближе, чем на 50 АЕ, и удаляются от него на 100 АЕ. Особый интерес астрономов они вызывают тем, что конфигурацию их орбит невозможно объяснить воздействием известных нам сил в Солнечной системе. На сегодняшний день высказываются самые разнообразные предположения: например, о том, что на их орбиты воздействует какая-то пока что не известная нам планета Солнечной системы, или же планета, которая раньше принадлежала к нашей системе, а теперь оказалась выброшена из нее. Другие исследователи предполагают, что объекты, принадлежащие к облаку Оорта, находятся под воздействием гравитационных сил, сформировавшихся в начале существования Солнечной системы, когда зарождавшееся Солнце находилось рядом с какими-то другими системами.

Во всяком случае, ученые с нетерпением ждут результатов наблюдений за впервые обнаруженной карликовой планетой. Быть может, она, как выразился один астроном, «несет в себе следы каких-то еще не известных нам событий». А может быть и нет. Это выяснится только, когда будет известна ее орбита.