Большая международная группа исследователей на основе использования технологии открытых данных сделала вывод о том, что среди самых употребляемых слов на десяти различных языках наиболее часто встречаются слова с позитивной эмоциональной окраской. Ученые полагают, что они на лингвистическом материале в очередной раз подтвердили так называемый «принцип Поллианны» — психологический феномен, согласно которому люди наиболее восприимчивы к положительным сообщениям. Результаты исследования описаны в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Исследователи выбрали 100 тысяч наиболее употребляемых слов в десяти языках: английский, испанский, корейский, китайский, арабский, португальский, французский, немецкий, индонезийский и русский. Они брали во внимание записи в Твиттере, содержание литературных произведений, публикации на веб-сайтах, субтитры к фильмам, газетные статьи и так далее — всего 24 вида источников. Изначально в базе данных ученых было несколько миллиардов слов.

Каждое слово из ста тысяч оценивалось с точки зрения его позитивной или негативной эмоциональной окраски 50 людьми, для которых тот или иной язык был родным. Человек должен был расположить слово на специальной шкале.

Выяснилось, что во всех исследованных языках количество «хороших слов» превышало количество «плохих». При этом наибольший перевес ученые выявили в испанском языке, а наименьший — в китайском.

Термин «принцип Поллианны» был предложен в 1978 году психологами Матлином и Стангом. Его название отсылает к героине книги Элинор Портер «Поллианна», девочке, которая считала необходимым во всем происходящем находить что-нибудь хорошее. Иными словами, мы бессознательно склонны воспринимать именно положительные события, касающиеся нас, и игнорировать негативные.

Ученые уверены, что таким образом работа нашего мозга влияет и на язык, люди используют гораздо больше слов именно с позитивной эмоциональной окраской. Правда, они оговариваются, что это не означает, что люди чаще говорят о хорошем, чем о плохом. Речь лишь о диапазоне используемых слов — позитивно окрашенных слов в языке больше.

Исследователи также планируют развивать свой метод, который они назвали «гедонометром», то есть измерителем счастья. Все по тем же используемым словам, например, пользователями соцсетей, они измеряют настроения общественности в том или ином регионе, например, после какого-то произошедшего события.