В Национальной ускорительной лаборатории SLAC (Пало-Альто, США) создали самый мощный в мире рентгеновский лазер — Linac Coherent Light Source. Интенсивность этого лазера в миллионы раз более высокая, чем у прошлого поколения лазеров. С помощью этого инструменты наука вышла на совершенно новый уровень изучения вещества, сообщает BBC News.

LCLS лазер сделали на основе ускорителя частиц, и теперь вместо столкновения атомов ученые изучают процессы, происходящие в живых системах, и химические реакции. Рентгеновское излучение прекрасно подходит для исследований на атомном уровне, потому что длина его волны меньше, чем размер молекул. Лазер испускает настолько быстрые короткие импульсы, что способен осветить движения отдельных атомов. Он делает кадры со скоростью меньше чем 100 фемтосекунд. Это принципиально новый способ познавать мир, убеждены исследователи.

В лабораториях LCLS лазера работают и химики, и биологи. К примеру, доктор Мэн Лян (Meng Liang) сейчас изучает там ткани мозга больных болезнью Паркинсона. Она полагает, что съемка в реальном времени процессов, которые происходят в больных тканях, поможет ученым разобраться в заболевании. Gрофессор Андерс Нильссон (Anders Nilsson), впервые увидевшbq поведение атомов в химических реакциях, сейчас работает над новыми катализаторами.

Вслед за успешным стартом LCLS лазера подобный инструмент соорудили в Японии. В Германии, в Гамбурге, сейчас достраивают огромный рентгеновский лазер на свободных электронах — XFEL. В этом проекте участвует наша страна, о чем портал Научная Россия не раз рассказывал: «Роснано участвует в создании рентгеновского лазера в Европе»«Магниты для лазера XFEL изготовят в Петербурге».