В Малапе, в Южной Африке, обнаружен череп древней обезьяны, которую ученые считают древнейшим павианом. Подробности изложены в журнале PLOS One.

Изучение молекулярного состава находок позволяет ученым предположить, что павианы отделились от своих более древних предков где-то в период между 2,2 и 1,8 миллионов лет назад. Теперь у палеонтологов, возможно, появится шанс подтвердить это предположение. Череп павиана, найденный учеными во главе с Кристофером Гилбертом (Christopher Gilbert), хорошо сохранился, и можно с достаточно степенью уверенности утверждать, что его обладатель — один из самых ранних представителей современных павианов. «Я не думаю, что вы отличили бы этот череп от черепов современных обезьян», — говорит Кристофер Гилберт.

Эта находка с одной стороны поможет изучению эволюции павианов. Но дело не только в этом. Датировка обезьяньих черепов помогает и датировать археологические слои в целом. Хозяин этого черепа жил примерно 2 -2,3 миллиона лет назад. Находки похожих черепов помогут лучше датировать и другие слои, в частности, те, в которых находят и останки человекообразных обезьян.

Павианы — один из самых распространенных видов африканских обезьян. Ученые делят их огромное поголовье на шесть различных популяций, куда входят разнообразные виды и подвиды, населяющие большую часть Африки и Аравийский полуостров. Эти нахальные создания, иногда позволяющие себе даже отнимать бананы у туристов, не являются прямыми родственниками человекообразных приматов, но их эволюция тоже важна для ученых. К сожалению, обычно останки древних павианов находят в настолько плохом состоянии, что сделать какие-либо выводы об их развитии оказывается довольно сложно.