Самые замечательные гибриды животных

Человек не оставляет попыток улучшить природу. Иногда они приводят к не предусмотренным в первозданном мире существам.

Латинское слово  «гибрид» в свое время обозначало ребенка от брака римлянина с неримлянкой или свободного с рабыней. Мы же обозначаем этим словом результат наших попыток улучшить природу. Вот вам 10 самых известных гибридов в живой природе.

Лигр

У лигра ― гибрида льва и тигрицы ― почти совсем отсутствует грива, зато он умеет и любит плавать. Лигр похож на вымершего пещерного льва – огромная кошка, внешне напоминающая льва, но с размытыми полосами и без гривы. В живой природе его не встретишь: ведь львы водятся, в основном, Африке, а тигр – азиатский житель. В зоопарке или цирке львов и тигров иной раз поселяют вместе, и 1-2% пар дают потомство, так что нынче в мире насчитывают не больше двух десятков лигров. Самый большой из них – Геркулес, обитающий в парке развлечений «Джангл Айленд» в Майами – он в два раза крупнее  обычного льва и внесен в Книгу рекордов Гиннесса, как самый крупный представитель кошачьих из живущих на Земле. Лигр потомства не дает, зато лигрица может: от спаривания со львом у нее рождается лилигр. Такой случай был в 2012 году в Новосибирском зоопарке.

Науке известны и другие гибриды животных рода пантер: тигролев – то есть гибрид тигра и львицы, леопон – плод любви леопарда и львицы и  так далее.

2. Бестер

В 1952 году в Саратовском отделении Государственного научно-исследовательского института озерного и речного хозяйства  путем, как пишут в научных книжках, «искусственной гибридизации» белуги и стерляди, ученый-биолог профессор Николай Иванович Николюкин со товарищи  получил новую ценную промысловую рыбу. Гибрид оказался  жизнеспособным, быстро рос, охотно размножался и при этом имел нежное мясо и вкусную икру. По размерам он, конечно, уступал белуге, но зато был все-таки гораздо больше стерляди, причем сочетал в себе быстрый белужий рост и раннее стерляжье созревание.  С именем сильно не мудрили – последовали примеру коннозаводчиков: взяли по половинке имени родителей. Получился «бестер», немало потом озадачивший   немецких ученых, которые разглядели в имени немецкое «besser», то есть «лучше». Теперь бестеров разводят в садках. Так что где увидите – берите, не сомневайтесь: рукотворная рыбка, но настоящая осетровая.

3. Кама

Советский Энциклопедический Словарь 1994 года приводит два значения слова «Кама» – левый приток Волги и Бог любви в брахманизме и индуизме. В 1998 году появилось еще одно значение, правда, слово при этом пишется с маленькой буквы. Камой – от Camel и ламы –  назвали  гибрид одногорбого верблюда и ламы, выведенный в репродукционном центре животных Дубая в Объединенных Арабских Эмиратах. В природе им не встретиться – их разделяют океаны: лама – резидент Южной Америки, верблюды гуляют в песках Азии и Африки. Лама может быть только мамой, а верблюд отцом и никак не наоборот: от мамы-верблюдихи и самца ламы детеныш не рождается. И каме никогда не стать ни мамой, ни отцом – это живое существо стерильно.

4. Хонорик

Научный сотрудник новосибирского Биологического института РАН Дмитрий Владимирович Терновский потратил много лет на выведение гибрида. В 1978 году он достиг успеха и получил хонорика – гибрида хорька и  европейской норки. Впрочем, и хорек-папа не так прост: он сам был гибридом черного, или лесного и светлого, или степного хорька. Полученный зверь оказался красив, но агрессивен. Он умеет плавать, как норка и копать норы, как хорек.  Самки его оказались плодовиты, а самцы не способны приносить потомство. Мех хонорика вызывал восторги и получал  медали,  хонориков пропагандировали СМИ и выращивали в зверосовхозах. Теперь уже не выращивают – сложностей много да и европейская норка на грани исчезновения.

5. Мул

У мула в турецкой поговорке спросили: «Кто твой отец?» Он ответил: «Моя мать – лошадь». Видимо, отца-осла поговорочный мул стесняется. Хотя зря: у кобылы и осла потомство получилось куда успешнее, чем у жеребца с ослицей. Потомки последних –лошаки живут меньше, чем мулы, чаще болеют, более требовательны к корму и уходу. С 4 лет мулы работают с полной нагрузкой: до сих пор в Азии и Африке, на юге Европы и в Южной Америке мулов впрягают в повозки и навьючивают на них грузы. Но как говорится в армянской загадке, невозможно небо подпереть, море покрыть и заставить мула родить. Не обманывает загадка: мулы-самцы абсолютно бесплодны, мулы-самки - в подавляющем большинстве случаев. С лошаками, впрочем, та же самая история.

6. Мулард

Дикая мускусная утка водится в Южной Америке, кряква, от которой пошло большинство пород домашней утки, распространена в Евразии. Гибриду, полученному при скрещивании селезня мускусной утки и с домашними утками ряда пород, дали забавное имя «мулард», скомпонованное из английских названий MUscovy duck, то есть «мускусная утка» и malLARD, или «кряква». Мулардов выводили, чтобы выправить недостатки пород. И, знаете, справились: живую массу, недостаточную у мускусных уток увеличили, медленный рост ускорили. Мулард стал чистоплотнее и тише, чем домашняя утка, и качество мяса тоже улучшилось: оно стало менее жирным. Жаль, что подобно многим гибридам, и этот бесплоден. В Юго-Восточной Азии и европейских странах самок-мулардов выращивают на мясо, а самцов для производства фуа-гра – особым образом приготовленной печенки. Прежде фуа-гра делали из печени гуся, нынче во Франции – основном производителе фуа-гра – содержат 35 миллионов мулардов и менее миллиона гусей.

7. Межняк

Межняк – помесь тетерева и глухаря – итог отчаяния. И человек в хорошем смысле, то есть биолог-экспериментатор, здесь совершенно ни при чем. Виновен человек в плохом смысле слова, то есть охотник-браконьер. Весной он так усердно уничтожает самцов глухаря на токах, что несчастным одиноким глухаркам приходится лететь на тетеревиное токовище. Самка глухаря не слишком отличается от тетёрки, так что тетерева охотно с ними спариваются. Выводок межняков обычно больше похож на папу-тетерева, но потомства уже не даст. Поэтому межняка считают вредной птицей:  более крупный межняк может отогнать тетерева от самки, но результата их спаривание не даст.

8. Африканизированная пчела

Фразу Винни-Пуха о неправильных пчелах с неправильным медом помните? Так в Бразилии она сбылась буквально. И виной всему энтомологи, генетики и пчеловоды. Бразильским пчеловодам захотелось завести пчелок, которым был бы по нраву жаркий бразильский климат и они давали бы в нем гораздо больше меда. На помощь призвали генетика и энтомолога Уорвика Керра, а он погулял по Африке и привез-таки оттуда местных пчел, чтобы скрестить их с европейскими видами. Благие намерения – получить  трудолюбивую и жизнеспособную, как ее африканский родитель, пчелку, которая летает с рассвета до заката и дает гораздо больше меда, – вымостили дорогу в ад. Пчелки получились агрессивные, а будучи нечаянно выпущены на волю, начали активно скрещиваться с местными видами и быстро плодиться. И ладно бы так: африканизированная, как ее называют пчела стала настоящей пчелой-убийцей: с 1969 года и до наших дней от ее укусов погибло в Бразилии больше двух сотен человек и неисчислимые тысячи голов скота.

9. Зеброид

Знаете ли вы животных, которые по-английски называются zorse, zony и zedonk? Первая буква намекает на зебру, и этот намек не обманывает: все эти животные – гибриды. Жеребца зебры скрестили с самками животных из рода лошадей. Дальше знатоки английского справятся: zorse – это помесь зебры и лошади, zony – гибрид зербы и пони, в животном по имени zedonk соединились гены зебры и осла. Все эти частично  полосатые звери устойчивы к укусам мухи цеце, как их отец, зато внешне похожи на мать, и, точно как она, куда лучше приручаются и безропотно возят людей и поклажу. Одна беда – потомства от них практически не дождаться.

10. Пизли, гролар

Белый медведь и медведь гризли схожи генетически и гуляют иной раз близкими тропами. В природе они обычно избегают друг друга, но порой встречаются, и эти встречи бывают плодотворны. Зарегистрированы и помеси белого и бурого медведя  (а гризли – не что иное, как подвид бурого медведя, обитающий на Аляске и на западе Канады), родившиеся в неволе: к примеру, в зоопарке Галле еще в 1874 году появились на свет первые гибридные медвежата. Поскольку на английском и немецком языке белого медведя называют полярным, гибриду дали имя пизли, или по-другому, гролар. Гролары вполне способны к размножению, а изменение климата вполне может привести к тому, что в природе их станет больше. Мех у гролара светлый, и поведение его больше похоже на повадки белого медведя, однако во внешности и образе действий заметны черты медведя-гризли.

африканизированная пчела бестер зеброид кама лигр межняк мул мулард пизли ролар хонорик