Материалы портала «Научная Россия»

Самые популярные картины зарубежных художников

Именно при виде этих картин раздается самый распространенный возглас в картинных галереях: «Так это же..!»    

Выбрать из всей сокровищницы мировой живописи 10 самых прославленных картин – дело практически невозможное. Но мы постарались. Именно при виде этих картин раздается самый распространенный возглас в картинных галереях: «Так это же..!»

 
«Джоконда» 

В пятнадцать лет девушка  Лиза из знатной флорентийской семьи Герардини вышла замуж за Франческо ди Бартоломео ди Заноби дель Джокондо. Третья жена торговца тканями вела жизнь, присущую своему времени, и могла бы уйти в небытие вместе с сотнями тысяч своих современниц. Но не ушла – ценитель искусства Франческо, отмечая рождение сына и покупку дома, заказал портрет жены знаменитому художнику Леонардо да Винчи. По словам Джорджо Вазари, дабы «удалить меланхолию», сопровождающую долгое сидение, живописец держал  людей, «которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты...». Так, вероятно, возникла та самая улыбка, над разгадкой которой бьются уже шестое столетие. Философ Павел Флоренский прочитал на губах Моны Лизы улыбку греха, соблазна и прелести.

Вершину художественного творчества Леонардо еще при его жизни купил для своей ванной комнаты король Франции Франциск I. Он заплатил четыре тысячи золотых флоринов, что эквивалентно пятнадцати килограммам и тремстам граммам золота.  Каждый, кто видел «Джоконду», согласится, что она того стоит. 

 

 

«Рождение Венеры» 

Картина «Рождение Венеры», безусловно, самая тиражируемая в мире. Вернее, не вся картина, а ее фрагмент: голова главного персонажа изображена на итальянской монете в 10 евроцентов. Да и за многочасовые очереди в галерею Уффици во Флоренции во многом ответственно это творение Сандро Боттичелли – мастера итальянского кватроченто, то есть XV века или раннего Возрождения. Картина иллюстрирует миф о рождении Венеры: явившаяся из пены морской богиня плывет к берегу в раскрытой раковине. Историки искусства полагают, что картина могла быть создана для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи – двоюродного брата соправителей Флоренции Лоренцо Медичи Великолепного и Джулиано Медичи. В Венере узнают несравненную и прекрасную Симонетту Веспуччи, прекрасную даму Джулиано Медичи, родом, по совпадению, из итальянского городка Портовенере, то есть «порта Венеры». Считают, что она никогда не позировала Боттичелли, но он по памяти повторял ее образ во многих картинах даже после кончины Симонетты. И завещал похоронить себя рядом с ней, что и было исполнено.

«Сотворение Адама» 

Асканио Кондиви писал, что после выполнения важного заказа его друг и учитель еще долго отвыкал читать письма и бумаги, держа их высоко над головой. Ведь друга и учителя звали Микеланджело Буонаротти, и по заказу Папы Юлия II он  в 1508-1512 годах расписывал потолок Сикстинской капеллы в Ватикане. Девять центральных композиций посвящены девяти сюжетам Книги бытия – первой книги Ветхого завета. Самую знаменитую из этих девяти – «Сотворение Адама» можно сравнить разве что с «Джокондой» Леонардо. И не только по художественной ценности: кто только не цитировал и не воспроизводил едва не соприкасающиеся руки Бога и Адама!  В этом «едва» – глубокий замысел художника, невозможность  соединения божественного и человеческого. А о художественной ценности лучше прославленного Джорджо Вазари, основоположника современного искусствознания, не сказать: «Тело и поза, в которой оно находится, кажутся созданными самим Творцом, а не кистью простого смертного».

 «Возвращение блудного сына»

 Эта картина – один из уникальных случаев, когда заглавный герой полотна отвернулся от зрителя, оставив ему лишь невнятный профиль да выразительную голую пятку на переднем плане. «Возвращение блудного сына» – не единственная картина, написанная Рембрандтом на сюжет притчи о блудном сыне из Евангелия от Луки. Тридцатью с лишним годами раньше Рембрандт уже писал картину «Блудный сын в таверне»,  более известную, впрочем, под другим названием: «Автопортрет с Саскией на коленях». 

Обстоятельства создания одной из последних картин крупнейшего представителя золотого века голландской живописи загадочны. Но результат впечатляет: бедный и немощный Рембрандт Харменс ван Рейн создал полотно невероятной художественной и эмоциональной силы. А вот обстоятельства, при которых картина попала в Эрмитаж, никаких секретов не таят: по поручению императрицы Екатерины II ее купил у парижского коллекционера русский дипломат Дмитрий Алексеевич Голицын.

«Свобода, ведущая народ»

 После революции 1830 года Эжен Делакруа написал брату: «Если я не сражался за Родину, то я хотя бы буду для неё писать». И, знаете, он сдержал слово: картина «Свобода, ведущая народ» была закончена в том же году. Рассказывают, что источником вдохновенья для «Марсельезы французской живописи» послужил эпизод, увиденный художником. Некий молодой человек с криком: «Если я погибну, запомните, что меня зовут д'Арколь» бросился штурмовать парижскую ратушу, увлекая за собой народ. В ходе работы из реального молодого человека получилась символическая  Свобода, а малый эпизод событий превратился в эпическую по размаху аллегорию революции. Не всеми, правда, однозначно принятую – некий французский критик оценил картину так: «Если она такова, если эта девка с босыми ногами и голой грудью бежит, крича и размахивая ружьем, – она нам не нужна, нам нечего делать с этой постыдной мегерой». История опровергла его слова: картину купило правительство Франции, и с 1874 года она выставлена в Лувре.

«Сикстинская мадонна»

 Картина, которую считают вершиной творчества Рафаэля, писалась в 1512-13 годах как алтарный образ для церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Это был заказ все того же Папы Юлия II – он хотел почтить память своего родного дяди и тоже Папы римского Сикста IV. Именно заказчик захотел изобразить на картине, известной нам как «Сикстинская мадонна», Святую Варвару и Святого Сикста. У картины в монастыре провинциальной Пьяченцы было немного шансов прославиться. Но в середине XVIII века дело поправил  саксонский курфюрст Август III. Его агенты отчаялись купить знаменитые картины Рафаэля в Риме и договорились о покупке «Сикстинской мадонны». После двух лет переговоров картину вывезли в Дрезден, где ее увидела публика и увековечили русские путешественники, оставившие о ней воспоминания. Вот, к примеру, что написал в 1821 году Василий Жуковский: «Один раз человеческой душе было подобное откровение; дважды случиться оно не может...». А многочисленные упоминания о будто бы символических шести пальцах Святого Сикста – миф. Сикст в переводе с латыни – на самом деле «шестой», но изображен пятипалым: за шестой палец принимают часть внутренней стороны ладони.

 «Девочка на шаре»

 По мнению некоторых исследователей, образы одной из самых известных картин Пикассо навеяны символическими образами сидящего Гермеса и балансирующей на краю обрыва Фортуны в облике молодой обнаженной женщины. Искусствоведы полагают, что скорее всего и акробатка на шаре, и мощный атлет на переднем плане, сидящий на массивном кубе,  – артисты цирка Медрано, который в начале XX века располагался у подножия Монмартрского холма. Картину «Девочка на шаре», созданную в 1905 году и ныне хранящуюся в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве,  называют то одной из самых значительных  работ «розового периода» Пикассо, то – мостиком между «голубым» и «розовым» периодом. Но все единодушны в том, что это шедевр. В Россию его привез коллекционер Иван Абрамович Морозов. В 1913 году он заплатил за картину 16 тысяч франков. Такова цена славы: в 1906 году Пикассо продал 30 картин за 2 тысячи франков.

«Крик»

 «Я шёл по тропинке с двумя друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор – я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Так Эдвард Мунк описал источник своего вдохновения на страницах собственного дневника. Четыре варианта его знаменитой картины «Крик» навели исследователей на мысль, что полотно – плод психического расстройства Мунка. Он воспроизводил «Крик» в разных техниках, будто пытаясь избавиться от наваждения. И только после курса лечения в клинике художник перестал обращаться к сюжету. Необычная форма рта и весь бесполый облик существа на первом плане заставил искусствоведов предположить, что Мунка  вдохновили южноамериканские мумии, которых он видел в музеях или на выставках. История о похищении «Крика» из Национальной галереи Осло в 1994 году едва ли не популярнее самой картины: рассказывают, что охранники были  так увлечены телетрансляцией Олимпиады в Лиллехаммере, что проигнорировали визг сигнализации.

 «Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения»

 Длиннющее, из 10 слов, название картины Сальвадора Дали еще известнее самого полотна. Для тех, кто мало что понял из его картины, написанной, кстати сказать, в США, где Дали спасался от II Мировой войны, Дали приготовил объяснение. Вот это: «Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. Подобно тому, как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы». Источник картины находят в цирковой афише: именно оттуда взяты те самые тигры, которые выскакивают из рыбы, которая в свою очередь вырывается из лопнувшего граната. Слон с обелиском отправляет зрителя в Рим к памятнику работы Бернини на площади Минервы. О памятнике пишут, что Бернини никогда не видел живого слона, и слон Дали на тоненьких ножках тоже мало напоминает настоящего. Написано же – «Сон».

 «Олимпия»

 «Известность, которую Мане завоевал своей «Олимпией», и мужество, которое он проявил, можно сравнить только с известностью и мужеством Гарибальди», – сказал его коллега, художник Эдгар Дега. Что да, то да – скандал, разразившийся на Парижском Салоне 1865 года, считают одним из самых крупных скандалов в истории искусства. Мало того, что Эдуард Мане не завуалировал наготу мифологическим названием, вроде «Венеры» или «Данаи». Он к тому же ввел в картину массу деталей, однозначно идентифицирующих изображенную девушку, как, осторожно выражаясь, даму полусвета. Да и котенок с поднятым хвостом, третий персонаж картины после Олимпии и чернокожей служанки, является классическим атрибутом изображения ведьмы. Буржуа особенно возмутились тем, что Олимпия не потупила глазки, а бесстыдно смотрит прямо зрителю в лицо. Оскорбленная публика реагировала столь резко, что администрации Салона пришлось поставить военный караул. И солдатам приходилось обнажать оружие! А когда и это не помогло, картину повесили на такой высоте, что она почти исчезла из глаз.



живопись леонардо да винчи мане микеланджело буонаротти пикассо рафаэль рембрандт сальвадор дали сандро боттичелли эдвард мунк эжен делакруа

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий