Астрономы из Пенсильванского и Чикагского университетов, NASA и института SETI (США) впервые измерили массу и плотность экзопланеты, имеющей меньшие размеры, чем Земля. Об этом сообщает сайт журнала Science, со ссылкой на статью авторов открытия в журнале Nature.

Речь идет о планете Kepler-138 b, которая является первой планетой системы красного карлика Kepler-138, расположенного на расстоянии 200 световых лет от нас, в созвездии Лиры. Радиус орбиты у Kepler-138 b очень маленький, и она совершает полный оборот вокруг своей звезды всего за 10,3 земных дня. Для сравнения, у Меркурия, первой планеты нашей Солнечной системы, этот показатель составляет 88 дней. Иначе говоря, Kepler-138 b находится к своей звезде очень близко, и поэтому на планете должно быть очень жарко — жарче, чем на Меркурии.

Вокруг той же звезды вращаются еще две планеты, более крупные и с более широкими орбитами. Это, в порядке удаления от звезды, Kepler-138 с и Kepler-138 d.

Измерить массу и плотность Kepler-138 b ученые смогли, исходя из двух факторов. Во-первых, при наблюдении в телескоп, эта планета регулярно проходит по диску своей звезды, тем самым уменьшая яркость ее свечения на определенную величину. Во-вторых, на орбиту Kepler-138 b влияют гравитационные взаимодействия с двумя другими планетами, которые тоже можно рассчитать математически.

Оказалось, что Kepler-138 b имеет массу всего 6.6% от массы Земли. Это между Меркурием (5.5%) и Марсом (10.7%). Что касается плотности, то она у карликовой экзопланеты в 2.6 раза выше плотности воды и составляет примерно 2/3 от плотности Марса. Это означает, что в Kepler-138 b меньше металлов и больше горных пород, чем в Красной планете.

Портал Space.com также приводит данные по другим планетам системы Kepler-138. Вторая планета Kepler-138 c имеет ту же плотность, что и Земля, а третья, Kepler-138 — вдвое меньшую, по-видимому, состоя в значительной степени из воды и водорода.

Ученые особо оговаривают, что это пока довольно приблизительные измерения, но они уже показывают общую картину.

Исследование экзопланет — важное направление: в перспективе среди них может найтись похожая на Землю и пригодная для колонизации. (Kepler-138 b, как мы уже знаем, для этого слишком горяча.) Портал Научная Россия регулярно сообщает о ходе этих исследований: например, о том, как у одной экзопланеты недавно был беспрецедентно точно измерен радиус, у другой — определен истинный цвет, а у третьей изучен состав атмосферы.  В этом году немецкие астрономы предложили искать новые экзопланеты с помощью «лазерной гребенки».