Траектории движения большинства звезд в галактиках наподобие нашего Млечного Пути привязаны к ее центру. Однако астрономы знают звезды, которые не подчиняются этому правилу. Скорость их движения настолько высока, что они могут покинуть галактику и начать свободное движение по Вселенной. Недавно группа астрономов обнаружила такую звезду, самую быструю из «свободных» в Млечном Пути, когда-либо описанную. Она движется со скоростью 1200 км/с. Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Ученые долгое время считали, что такие звезды происходят из центра Галактики в силу т.н. эффекта пращи: когда какая-нибудь двойная звезда приближается слишком близко к сверхмассивной черной дыре в центре Млечного Пути, гравитация разрывает звездную пару, в результате чего одна из них выбрасывается в межгалактическое пространство, а другая поглощается черной дырой.

Команда астрономов для наблюдения за звездой US 708 использовала 10-метровый телескоп Кека, расположенный на Гавайях, а также архивные данные телескопа Pan-STARRS1. Ученые рассчитали вектор скорости ее движения и обнаружили, что нынешняя траектория этой звезды не могла иметь начало в центре Млечного Пути. Кроме того, в отличие от других «свободных» звезд, US 708 — компактная, быстро вращающаяся звезда с высоким содержанием гелия. Все указывает на то, что некогда она состояла в паре с белым карликом, представлявшим остатки сгоревшей звезды. Будучи более плотным, белый карлик вытягивал водород из внешней оболочки своего компаньона и, в конце концов, взорвался. Ученые предположили, что именно взрыв белого карлика «освободил» ныне дрейфующую звезду US 708 — потеряв партнера, она изменила направление движения — и она начала свое самостоятельное «путешествие» по Вселенной.

Ранее портал Научная Россия писал о космическом объекте G2, который считают двойной звездой, а также о судьбе двух белых карликов, предсказанной учеными.