Найденная при раскопках в Ярославле семь лет назад и датированная XII-XIII вв. сабля, как выяснилось, была выкована в Средней Азии из тигельной стали, по суперсовременной для того времени технологии, которую в Европе еще не знали. Это выяснили сотрудники Института археологии Российской академии наук, применив новейшие методы анализа. Подробности рассказываются в пресс-релизе ИА РАН.

Клинок, о котором идет речь, был обнаружен археологами Института археологии под руководством заместителя директора Аси Энговатовой в 2006 году. Под Успенским собором, строившимся тогда в центре к 1000-летнему юбилею города, было раскопано коллективное захоронение жителей и защитников города, павших при взятии Ярославля монголо-татарским войском в 1238 году. В этой братской могиле и обнаружили погнутый обломок сабли с утраченным эфесом.

Данная находка дважды уникальна: подобное оружие вообще крайне редко встречается в захоронениях Северной Руси, и тем более в городском культурном слое. Состояние сабли однозначно указывает на то, что она использовалась в бою.

Осколок клинка почти семь лет пролежал в музее, и только потом началось его изучение. Сначала саблю рассматривали в микроскоп, при 490-кратном увеличении. Затем древнее оружие отправили в инновационный центр «Сколково», где с помощью рентгеновской микротомографии и растрового электронного микроскопа была сначала подробно исследована внутренняя структура клинка, а затем и построена его 3D-модель.

В результате выяснилось, что сабля была откована из литой тигельной стали. Эта передовая для того времени технология, открытая в Индии в начале I тысячелетия до н.э., в период монгольского нашествия еще не была не была известна в Европе, зато уже широко распространилась в Средней Азии. В частности, крупный центр производства подобного оружия находился в городе Ахсикет в Северной Фергане (ныне это территория Узбекистана). Купцы привозили готовую тигельную сталь в Европу, однако древнерусские мастера клинков из нее не ковали, а немецкие делали из булатной стали только лезвия мечей с клеймом ULFBERHT (в VIII-XI вв.) и никогда — цельностальные клинки.

Судя по всему, именно из Средней Азии сабля и пришла на Северную Русь, вместе со своим владельцев — воином-монголом. Причем это явно был не простой солдат, а офицер высокого ранга: клинки из тигельной стали высоко ценились за свою остроту и прочность, и стоили дорого (именно поэтому секреты их производства тщательно хранились в секрете).

«Исследованная сабля в настоящее время является единственным образцом средневекового оружия из Восточной Европы, откованным из тигельной стали», — отметил Владимир Завьялов, старший научный сотрудник Лаборатории естественнонаучных методов ИА РАН.

Уникальная сабля в настоящее время отреставрирована и находится в экспозиции Ярославского музея-заповедника, вместе с другими артефактами из Успенского раскопа.