Ученые под руководством профессора Йошихихиро Йошихихара (Yoshihiro Yoshihara) из Института мозга RIKEN (Япония) обнаружили, что особый женский феромон выделяется самками рыб данио и воспринимается обонятельными рецепторами самцов. О результатах исследования сообщается в пресс-релизе института.

Известно, что репродуктивный гормон простагландин F2 (PGF2α) вырабатывается в организме самок млекопитающих. В частности, он участвует в процессе овуляции и сокращении матки. Новое исследование показало, что аналогичное вещество используется рыбами для привлечения полового партнера. Ученые обнаружили, что даже небольшие концентрации PGF2α, выделяющиеся с мочой самок, привлекают самцов данио, в то время как особи, лишенные чувства обоняния остаются равнодушны к химическим сигналам подруг.

Ученые установили, что PGF2α активирует прямой нейронный путь в область головного мозга, которая отвечает за проявления ухаживания у самцов рыб. Обонятельные сенсорные нейроны посылают свои сигналы на конкретные области, называемые «клубочки» в обонятельной луковице головного мозга. Эти клубочки, в свою очередь, ретранслируют сигналы к различным областям переднего мозга. Этот же «выделенный канал» нейронной сети, по которому проходит информация из ограниченного числа рецепторов, также обеспечивает распознавание вкуса.

Использование таких нервных путей — общее свойство инстинктивного поведения. Профессор Йошихихара полагает, что, возможно, вещество PGF2α было «выбрано» в качестве специфического раздражителя в ходе эволюционного развития, так как оно эффективно воспринимается обонятельными рецепторами рыб.

Ученые также проверили реакцию на PGF2α у самцов рыб, у которых отсутствовали гены, отвечающие за один из типов обонятельных рецепторов. Эти рыбы оставались глухи к содержанию PGF2α в общем аквариуме, провели меньше времени, ухаживая за женскими особями, и были менее успешными в нересте.

Таким образом, обонятельные рецепторы, по-всей видимости, играют роль своеобразного «шлюза» для улавливания PGF2α мозгом самцов рыб. Безусловно, при спаривании работают и другие органы чувств, в частности, зрение. В момент ухаживания самцы рыб характерным образом пританцовывают, что увеличивает шансы на спаривание.

Ранее портал Научная Россия писал о том, что лягушки и рыбы могут «перенастраивать» свое зрение.