Россияне завершили исследование протеома 18-й хромосомы человека

В рамках международного проекта «Протеом человека» наши учёные идентифицировали 268 из 277 белков, кодируемых генами этой хромосомы

Российские учёные в рамках международного проекта «Протеом человека» успешно завершили инвентаризацию основных белков, кодируемых генами 18-й хромосомы человека, сообщила РИА Новости Елена Пономаренко, заведующая лабораторией анализа постгеномных данных НИИ биомедицинской химии имени Ореховича РАМН.

«Россия в рамках международного проекта выбрала 18-ю хромосому и, согласно дорожной карте, к концу 2013 года должно быть закончено исследование основных (немодифицированных) белков, что и было сделано», – сказала собеседница агентства.

Проект «Протеом человека» выполняется с 2010 года и является масштабным продолжением завершившегося в 2001 году проекта «Геном человека». В соответствии с хромосомоцентричным подходом, основная цель проекта – инвентаризация всех белков человека в соответствии с кодирующими их генами и выяснение взаимодействий между ними. Предполагается, что накопленные знания будут способствовать созданию дешёвых и доступных методов ранней диагностики.

Более 90% кодируемых на 18-й хромосоме (250 из 277) белков было идентифицировано в образцах (плазме крови, клетках печени человека и клетках линии HepG2) до ноября нынешнего года участниками российского консорциума. Эти результаты представлены в отчетной публикации в Journal of Proteome Research. За ноябрь и декабрь с помощью модифицированного протокола подготовки образцов удалось дополнительно обнаружить ещё 18 белков.

«На данный момент не удалось детектировать только 9 белков из 277. Вероятно, это следствие недостатка чувствительности аналитических методов, отсутствия экспрессии этих белков в выбранных типах биоматериала или ещё каких-то причин – пока неизвестно», – сказала Пономаренко.

Проект «Протеом человека» рассчитан на срок до 2020 года, и к этому времени учёные планируют исследовать также и модифицированные формы белков.

белки биохимия генетика достижения российских учёных протеом человека россия в мировой науке