Учёные русского происхождения основали новое направление в истории

Статья Сергея Гаврильца и Петра Турчина, ныне работающих в США, посвящена математическому моделированию древней истории и представляет собой первую крупную публикацию в области так называемой клиодинамики

Американские математики русского происхождения Пётр Турчин и Сергей Гаврилец опубликовали в научном вестнике Национальной академии наук (PNAS) свою новую работу «Война, пространство и эволюция сложных обществ древнего мира», которая знаменует собой формирование нового направления в истории – клиодинамики, передаёт агентство ИТАР-ТАСС.

Термин «клиодинамика» ввёл в научный оборот Пётр Турчин – сын известного советского физика и кибернетика, диссидента Валентина Турчина, работающий ныне в Коннектикутском университете. Сергей Гаврилец – научный руководитель Национального института математико-биологического синтеза при Теннессийском университете. Оба русских американца известны работами, вызывавшими интерес не только в научных кругах, но и у широкой общественности и прессы.

Смысл разработанного ими направления исследований сводится к математическому моделированию социально-исторических процессов. В данном конкретном случае учёные пытались выяснить, поддаются ли такому моделированию события на пространствах «Афроевразии» в течение трёх тысячелетий – с 1500 года до н.э. по 1500 год нашей эры.

Ответ, по их словам, оказался утвердительным: построенная теоретическая модель примерно на 65% отражала реальные исторические процессы, связанные с формированием крупных человеческих сообществ – протоимперий и империй. При упрощении модели за счёт исключения фактора военных технологий доля совпадений падала сразу до 16 процентов.

На вопрос о том, открывает ли клиодинамика лучшие перспективы исторического прогнозирования, Гаврилец ответил, что об этом вести речь пока рано. Тем не менее, он убеждён, что естественнонаучный подход к анализу социально-исторических явлений востребован.

«В плане предсказаний – это вдохновляет», – сказал специалист.

Не случайно в США Пентагон финансирует программу «Минерва», направленную на всестороннее изучение и моделирование общественных движений и государственных структур, а также всего, что влияет на их силу и устойчивость. И в России, по мнению Гаврильца, обязательно должно существовать нечто подобное.

всеобщая история достижения российских учёных клиодинамика математическое моделирование новые науки соотечественники за рубежом