Российские учёные создают «Виртуального пациента»

Новосибирский биолог Александр Кель совместно с российскими и европейскими коллегами запустил проект по созданию комплексной компьютерной модели человеческого организма под названием «Виртуальный пациент», сообщает агентство ИТАР-ТАСС.

Речь идёт о разработке из области так называемой персонализированной медицины, представляющей собой иерархическую программу. Модель составляется по принципу «от простого к сложному»: клетка – ткань – орган – система – организм. По словам самого Келя, он и его коллеги активно используют опыт других специалистов, разрабатывающих прикладное программное обеспечение для молекулярной биологии, химии и других отраслей естественных наук. При этом приходится сталкиваться с некоторыми вопросами, к которым исследовательская мысль только подступается, признаётся учёный.

«Мы надеемся, что в обозримом будущем с помощью наших разработок можно будет намного эффективнее лечить, а также точнее классифицировать болезни. Вплоть до того, чтобы иметь схемы терапии каждого заболевания для каждого конкретного человека», – цитирует агентство его слова.

Технологической основой проекта «Виртуальный пациент» станет программный комплекс GeneXplain, созданный Александром Келем ранее. А другой российский биолог, Владимир Поройков, разработал программу анализа спектра активности различных молекул PASS (Prediction of Activity Spectra for Substances – «Предсказание спектров активности веществ»). Она может за несколько часов обработать до 60 миллионов частиц и сформировать список химических соединений, способных оказать влияние на определённые гены и белки, содействующие или препятствующие развитию различных заболеваний. Программа PASS уже второй год используется в лаборатории системной биологии Института биомедицинской химии РАМН им. В.Н. Ореховича. Новосибирский учёный отметил эту разработку как одну из тех, в комплексе с которыми он видит применение своих собственных методов.