Третий в мире ускорительный лазер создадут в России при поддержке Сколково

Мощный компактный лазер для моделирования космических излучений будет создан в Институте прикладной физики РАН в рамках проекта «Сколков

Мощный компактный лазер, основа комплексного источника ионизирующих излучений, будет построен в нижегородском Институте прикладной физики РАН в рамках проекта «Сколково», сообщил один из участников этой работы, директор Института Джона Адамса (Великобритания) Андрей Серый в интервью еженедельнику Российской академии наук «Поиск», передаёт агентство РИА Новости.

Отвечая на вопрос, в какой стадии находится проект, Серый сказал, что «площадка выбрана, сейчас идёт рассмотрение в грантовом комитете «Сколково».

Весной 2012 года консультативный научный совет фонда «Сколково» рекомендовал фонду поддержать российско-британский проект центра прикладных исследований «Лазерно-плазменное ускорение». Ранее сообщалось, что в этом проекте заинтересован Роскосмос, так как с помощью нового ускорителя можно будет моделировать действие космического излучения на электронные компоненты космических аппаратов.

«По большому счету, наша задача – сделать лазер с длиной волны в один нанометр, что позволит ему просвечивать различные структуры с нанометровым разрешением. Таких лазеров в мире всего два. Один – в Стэнфорде (США), другой – в Японии, они имеют длину два километра и стоят полмиллиарда долларов каждый. Наша установка будет длиной метров пять», – отметил Андрей Серый.

С английской стороны в проекте участвуют сам Серый, профессор Университета Оксфорда Саймон Хукер и их коллеги, с российской – учёные из Института прикладной физики (Нижний Новгород), Института ядерной физики имени Будкера СО РАН (Новосибирск), Объединённого института ядерных исследований (Дубна) и Объединённого института высоких температур РАН (Москва).

великобритания детекторы ионизирующего излучения лазерные технологии международное сотрудничество ран сколково ускорители