Материалы портала «Научная Россия»

Академик Рыжов: в России нужно возрождать разработку термопланов

Академик Рыжов: в России нужно возрождать разработку термопланов
По современным расчётам, перевозка грузов этими аэростатами, которые разрабатывались в СССР в 1970-80-е годы, обойдётся в 17 раз дешевле вертолётной

Для перевозки грузов по воздуху и сегодня вполне целесообразно использовать как летательные аппараты легче воздуха – дирижабли, так и их чуть более сложные аналоги, называемые термопланами: такое мнение высказал в интервью ИТАР-ТАСС академик РАН, учёный в области аэродинамики, политический деятель эпохи перестройки и экс-посол СССР во Франции Юрий Рыжов.

К концу 30-х годов прошлого века успехи авиации отвлекли внимание от дальнейших экспериментов с воздухоплаванием. Одной из сфер, где оно могло бы с пользой возродиться, академик Рыжов, вместе с единомышленниками в разных странах, считает грузовые перевозки. Эта идея возникала в кругу советских конструкторов в 1980-е годы.

«Тогда, на моей памяти, был создан экспертный совет для оценки деятельности по выполнению решения партии и правительства конца 1970-х гг. по транспортировке тяжёлых и крупногабаритных грузов в отдалённые районы Сибири и Дальнего Востока, где нет дорог. Мне поручили возглавить эту экспертизу. В результате я пришёл к выводу, что ни одно ведомство – ни железнодорожное, ни автомобильное, ни водное – не предложило реальных способов решения проблемы. И когда я уже это заключение хотел произнести, известный авиаконструктор Сергей Егер, многолетний спутник Андрея Туполева, спросил: «Почему мы не рассматриваем аэростатический вариант?» – вспоминает учёный.

Егер привёл Рыжова к себе на кафедру в Московском авиационном институте и познакомил со студентами, которые занимались проектированием аппарата легче воздуха, напоминающего  «летающую тарелку». Его «баллон» предлагалось разделить на отсеки, часть которых надута негорючим инертным газом гелием, а остальные по мере надобности заполняются горячими выхлопными газами двигателей для создания дополнительной подъёмной силы.

«Если вы доставили 500-тонный груз на дирижабле, то главная проблема в том, как удержать машину на земле после отсоединения груза. Допустим, к нему подвешена большая ферма для моста. Когда она отцепится, резко облегчённый дирижабль рванётся вверх так, что его никакие тросы могут не удержать. А термоплан спустит выхлопные газы и никуда не уйдёт», – пояснил Рыжов.

Попытка постройки опытного экземпляра термоплана была предпринята энтузиастами МАИ на Ульяновском авиастроительном заводе. Машина была готова на 80 процентов, когда рухнул Советский Союз.

«Планомерные испытания мы не успели провести, и всё заглохло», – сетует академик.

Однако, по его словам, экономическая выгода такого транспорта за прошедшие годы никем не опровергнута. Учитывая, что перевозка грузов аппаратом легче воздуха в семь раз дешевле самолётной и в 17 раз дешевле вертолётной, известный учёный считает целесообразным, как минимум, возобновить перспективные опыты.

авиация воздухоплавание отечественные разработки термоплан

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий