Российские астрономы открыли «вторую жизнь» сверхновых

Взорвавшаяся сверхновая может в дальнейшем столкнуться со слоем вещества вокруг, что обусловливает её повторную вспышку

У сверхновых – одних из самых загадочных и вместе с тем ключевых объектов в космосе – есть «вторая жизнь». С таким сенсационным заявлением выступил заведующий отделом нестационарных звёзд и звёздной спектроскопии Института астрономии РАН Николай Чугай, пишет газета «Московский комсомолец».

Начиная с 2006 года учёные зафиксировали несколько «патологически» ярких сверхновых, которые продолжали светиться и после взрыва. Природа и происхождение этих объектов пока остаются непонятыми. Однако, по словам Чугая, он ещё несколько лет назад предположил наличие конкретного механизма, состоящего в столкновении вещества разорвавшейся звезды с окружающим слоем материи.

«Фактически это – вторичное рождение сверхновой! Первое соответствует взрыву, а второе соответствует столкновению этой оболочки с тем веществом, которое находится вокруг. И когда сверхновая уже охладилась и ей светиться нечем, она вдруг начинает светиться со страшной силой, потому что происходит выделение энергии при столкновении», – поясняет российский астроном.

Согласно его данным, сейчас открывается 500-600 сверхновых в год. Важность изучения этого класса космических объектов заключается в том, что в них сфокусирована вся проблематика галактической эволюции вещества. Первые из родившихся звёзд были бедны металлами, они состояли в основном из водорода и гелия. И только по прошествии одного-двух поколений взрыва сверхновых вещество галактик обогатилось другими химическими элементами, в том числе теми, из которых состоит всё живое вокруг: углерод, азот, кислород, кремний, магний, железо и т.п. Кроме того, в остатках сверхновых происходит генерация космических лучей, которые создают целый ряд интересных явлений в атмосфере Земли и ближнем космосе (полярные сияния, широкие атмосферные ливни и т.д.).

достижения российских учёных институт астрономии ран николай чугай сверхновые