Ядерный двигатель для космоса может появиться в 2017 году

Уже через пять лет в России, возможно, будет готова космическая ядерная энергетическая установка

Уже к 2017 году в России могут создать опытный образец ядерной энергодвигательной установки для кораблей, совершающих полёты в дальний космос, считает глава Федерального космического агентства Владимир Поповкин.

Распоряжение о начале работ по проекту создания ракетного двигателя на основе ядерной энергоустановки мегаваттного класса было подписано президентом РФ Дмитрием Медведевым в 2010 году. Для этих целей из бюджета выделили 17 миллиардов рублей на девять лет. Из них 7 млрд. 245 млн. рублей должен освоить Росатом: в Научно-исследовательском и конструкторском институте энерготехники (НИКИЭТ им. Н.А. Доллежаля) в системе этой госкорпорации проектируется реактор. В Исследовательском центре имени М.В. Келдыша создаётся сам ракетный двигатель, на это причитается 3,955 миллиарда рублей. Наконец, 5,8 млрд. рублей получит РКК «Энергия», где будет разработан собственно космический корабль.

Нынешний глава Роскосмоса настроен более оптимистично, чем его предшественник Анатолий Перминов, утверждавший, что опытный образец силовой установки будет создан не ранее 2019, а сам корабль – не ранее 2025 года.

«Думаю, что на опытный образец мы выйдем в 2017 году, и там уже надо будет принимать решение, то ли делать лётную машину, то ли не делать», – цитирует Поповкина агентство РИА Новости.

Идея оснастить космические аппараты атомными двигателями была популярна ещё в конце 50-х годов прошлого века. В СССР её развивали академики Келдыш, Курчатов, Королёв. Однако двигатели тогдашних проектов выбрасывали радиацию прямо в окружающую среду, и потому от их практического применения пришлось отказаться.

Нынешний же вариант предполагает замкнутый цикл: ядерный реактор будет служить лишь для выработки тока, создающего мощное электрическое поле. Последнее применяется для ускорения потока ионов рабочего тела (в этом качестве, как предполагается, будет использоваться инертный газ ксенон), за счёт которого и создаётся реактивная тяга.