Российский телескоп измерил ядро галактики

Данные космической обсерватории «Радиоастрон» позволили узнать размер ядра одной из галактик

Российская орбитальная астрофизическая обсерватория «Радиоастрон» впервые за время своей работы измерила ядро галактики. Об этом сообщила пресс-служба Физического института РАН имени Лебедева (ФИАН).

«Несмотря на то, что объект находился в минимальной фазе активности, в результате эксперимента были получены успешные детектирования интерференционных откликов со многими наземными антеннами на проекциях баз на 6 сантиметров вплоть до 5,2 диаметров Земли. Предварительный анализ этих данных показывает, что размер ядра объекта составляет около или менее 40 микросекунд дуги (0,2 парсека)», – отмечается в сообщении. Речь идёт о галактике 0716+714, расположенной за несколько миллиардов световых лет от нашей планеты.

«Радиоастрон» был запущен в июле 2011 года и стал первым за многие годы инструментом исследования дальнего космоса, созданным российскими специалистами. Комплекс рассчитан на взаимодействие с другими орбитальными, а также наземными радиотелескопами. В результате обмена сигналами между наземной и космической аппаратурой образуются виртуальные «зеркала» огромного диаметра – до 220 тысяч километров.

Помимо «Радиоастрона», в эксперименте по замеру ядра галактики 0716+714 приняли участие украинские учёные, работающие на радиотелескопе в Евпатории, и их японские коллеги из Усуды.

Как сообщил заведующий лабораторией Астрокосмического центра ФИАН Юрий Ковалёв, российский аппарат продолжает обзор активных галактик. Его данные помогают понять природу явлений, описываемых теорией относительности («релятивистских струй»).

радиоастрон фиан