Российскую «фабрику» кварков оборудуют сверхпроводящей линзой

В Институте ядерной физики СО РАН через два-три месяца будет готов прототип сверхпроводящей магнитной линзы для ускорителя «Супер чарм-тау фабрика»

Создаваемая в Новосибирске «Супер чарм-тау фабрика» – электрон-позитронный коллайдер для производства так называемых «очарованных кварков – будет оснащена сверхпроводящей магнитной линзой, прототип которой сибирские учёные создадут через два-три месяца, сообщил РИА Новости замдиректора Института ядерной физики имени Будкера (ИЯФ) СО РАН Евгений Левичев.

«Чарм-тау фабрика» будет представлять собой коллайдер, в котором будут сталкиваться электроны и позитроны с энергией от 2 до 5 гигаэлектронвольт и рождаться мезоны и барионы, содержащие c-кварки (или «очарованные» от  англ. charm), а также тау-лептоны. Как ранее сообщалось, ускоритель будет отличаться рекордно высокой светимостью – количеством частиц, сталкивающихся в установке за единицу времени, – и именно поэтому получил название «фабрика»

Этот проект позволит изучить явления, выходящие за грань основной физической теории – Стандартной модели. В частности, исследовать нарушение симметрии между материей и антиматерией, что, в свою очередь, поможет разгадать тайну почти полного отсутствия антиматерии в наблюдаемой Вселенной.

«Есть критические элементы, которое никогда не создавались раньше… Мы делаем прототип сверхпроводящей магнитной линзы финального фокуса, которая фокусирует пучки очень маленького размера, субмикронного, в ней должны столкнуться пучки. В течение двух-трёх месяцев мы её обмерим и будем знать, подойдёт она нам или надо другое придумать. Без неё фабрику нельзя запустить», – рассказал Левичев.

Он оценил затраты на создание прототипа линзы примерно в 10 тысяч долларов, попутно отметив, что институт Будкера уже вложил в создание инфраструктуры фабрики не менее 2,5 млрд. рублей собственных средств.

«Это подземные сооружения, например инжекционный тоннель длиной 500-700 метров… Создали новый инжекционный комплекс – набор ускорителей заряженных частиц, он позволяет получать тёмную материю – позитроны, которые получить очень тяжело», – сказал учёный.

институт ядерной физики со ран кварки космология новосибирск физика элементарных частиц