Крупнейшие физические институты тоже ждёт слияние?

В распоряжении газеты «Коммерсантъ» оказались сведения о том, что вслед за реформой РАН правительство готовит слияние 15 крупнейших НИИ в области физики

Правительство России готовит ещё одну крупную реформу научных учреждений, пишет газета «Коммерсантъ». По имеющимся у издания сведениям, президент Владимир Путин поручил премьеру Дмитрию Медведеву к 1 сентября текущего года рассмотреть вопрос об изменении «правового статуса» 15 научных учреждений, работающих в области физики. Все они в прошлом году заключили соглашение о партнёрстве, которое и послужило поводом для неожиданной реформы. Учёные опасаются, что их передадут под начало Курчатовского института и лишат финансовой самостоятельности.

В декабре 2012 года Национальный исследовательский центр (НИЦ) «Курчатовский институт» предложил заключить соглашение о партнёрстве 14 научным организациям РФ, специализирующимся на изучении физики. Среди них Объединённый институт ядерных исследований, Институт прикладной физики РАН, Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований и другие НИИ, где в общей сложности занято более пяти тысяч сотрудников, среди которых самые высокоцитируемые российские учёные.

Предложение, которое в итоге подписали все институты, касается «создания, модернизации и использования уникальных исследовательских установок мегакласса».

«Речь идет об очень крупных объектах, в мире это называется «мегасайенс». Например, коллайдер тяжёлых ионов в Дубне или реакторный комплекс ПИК в Санкт-Петербурге. А наш институт собирается строить самый мощный лазер в мире. Такие проекты сложно реализовывать в одиночку, поэтому взаимодействие научных организаций является правильным», – пояснил директор института прикладной физики РАН Александр Литвак.

Спустя полгода, 24 июня 2013 года, в администрацию президента РФ поступило письмо, подписанное директором Курчатовского института Михаилом Ковальчуком и экс-президентом РАН Юрием Осиповым. В нём говорится уже о необходимости «формирования новой системы управления и финансирования инфраструктуры класса «мегасайенс». Авторы напоминают об упомянутом партнёрском соглашении, называя его «основой для создания объединения ведущих научных учреждений страны», и просят президента «придать формальный статус такой структуре».

Как отмечают корреспонденты «Ъ», Осипов и Ковальчук не делали конкретных предложений, но в качестве примера называют немецкое Объединение научно-исследовательских центров имени Гельмгольца, куда входят 18 научных центров. Все они юридически независимы друг от друга, а финансирование выделяется на конкретные научные программы, а не адресно учреждениям.

Рассмотрев это обращение, Путин и поручил до 1 сентября «обеспечить проработку вопроса о придании правового статуса объединению».

В самом Курчатовском институте информацию о возможном подчинении ему других физических НИИ пока не комментируют.

владимир путин курчатовский институт организация науки правительство россии слияние и поглощение