Материалы портала «Научная Россия»

Почти половина взрослых россиян «не дружит» с компьютером

Почти половина взрослых россиян «не дружит» с компьютером
По результатам исследования PIAAC, 48,5% наших соотечественников в возрасте от 16 до 65 лет не имеют опыта обращения с компьютером или пользуются им неуверенно

При сегодняшнем стремительном развитии информационных технологий почти половина взрослых россиян не умеет работать на компьютере или пользуется им неуверенно; об этом, как передаёт агентство РИА Новости, свидетельствуют данные международного исследования PIAAC, которое в России провела Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) при участии Минобрнауки РФ.

В программе международной оценки компетенций взрослых (Programme for the International Assesment of Adult Competences, PIAAC) приняли участие более 157 тысяч респондентов из 24 стран-участниц и стран-партнёров Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В исследовании участвовали более 5 тысяч россиян в возрасте от 16 до 65 лет из почти 100 населённых пунктов.

В рамках программы PIAAC проводится оценка компетенций взрослого населения в трёх областях: грамотности в области чтения, математической грамотности и способности решения задач в технологически насыщенной среде.

Исследование показало, что во многих странах значительная часть населения не имеет опыта обращения с компьютером или пользуется им неуверенно. В России данному описанию соответствуют 48,5% взрослых трудоспособного возраста.

«В нашей стране среди взрослых, имеющих минимальные компьютерные навыки, необходимые для проведения процедуры компьютерного тестирования, 40,5% находятся на самом низком уровне по шкале компетенций в области решения задач в технологически насыщенной среде», – отмечают аналитики.

По их мнению, это означает некоторое отставание россиян от представителей развитых стран мира.

В то же время средний балл по грамотности в области чтения для России (275 баллов) выше среднего балла стран-членов ОЭСР (273). При этом средний балл России совпал с результатом Бельгии (275), почти не отличается от балла Чехии (274), Словакии (274) и Эстонии (276). Такие страны как Япония, Финляндия, Нидерланды, Австралия, Швеция, Норвегия получили значительно больший результат. Так, в Японии средний балл по грамотности в области чтения самый высокий среди всех участников исследования и равен 296. На втором месте Финляндия со средним баллом 288, и на третьем – Нидерланды (284).

Примечательно, что некоторые страны с развитой системой образования получили средний балл по чтению ниже, чем Россия. Например, в Дании это 271 балл, а в Германии и США – по 270 баллов. Наименьшее количество баллов по грамотности в области чтения получили Испания (252) и Италия (250).

Средний балл по математической грамотности для России (270) незначительно отличается от среднего балла стран-членов ОЭСР (269). Наибольшую математическую грамотность проявили японцы (288) и финны (282), меньше всего в математике разбираются жители США (253), Испании (247) и Италии (246).

В целом, в рейтинге по грамотности в области математики Россия занимает 13-е место, а в области чтения — восьмое место.

С повышением образовательного уровня наблюдается тенденция увеличения среднего балла по трем оцениваемым областям. Явный «пик» грамотности приходится на период окончания средней школы. Второй «пик» относится к образовательному уровню «бакалавр» – молодые люди, продолжающие свое образование и находящиеся в высокой фазе развития.

В целом, с возрастом уровень навыков имеет тенденцию к понижению. Однако «для возрастной группы в 45-49 лет наблюдается подъём уровней сформированности навыков. Возможно, эта группа включает самых образованных и высококвалифицированных взрослых», – говорится в исследовании.

piaac информационные технологии компьютерная грамотность социология

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий