Материалы портала «Научная Россия»

В России создадут многоразовый ракетный двигатель

В России создадут многоразовый ракетный двигатель
Конкурс на его разработку выиграл Исследовательский центр имени М.В. Келдыша

Исследовательский центр имени М.В. Келдыша выиграл конкурс на создание многоразового ракетного двигателя нового поколения для Роскосмоса, пишет газета «Известия». Согласно техническому заданию, двигатели будут использоваться для полётов перспективных ракет, в том числе в многоразовой ракетно-космической системы первого этапа МРКС-1 «Россиянка», которую разрабатывает Центр имени Хруничева.

Агрегат должен быть готов к огневым испытаниям в составе ракеты-носителя к ноябрю 2015 года, на эти цели выделяется 579,7 млн. рублей. К созданию двигателя привлекут НПО «Энергомаш» и Воронежский механический завод.

Как сообщил «Известиям» заместитель гендиректора Центра имени Келдыша Арнольд Губерт, использование многоразовых ракет позволит удешевить космические полёты в полтора-два раза.

«Это понадобится, например, для сборки на орбите конструкций для полётов в дальний космос. При длительных полетах нужно будет поднимать с Земли либо 150 тонн разом, либо по 15-20 несколькими ракетами, а потом производить сборку корабля уже на орбите. Но для этого рациональнее сделать не 10-20 одноразовых ракет, а одну-две возвращаемых», – считает он.

По словам разработчика, кроме самой ракеты конструкторам предстоит продумать систему диагностики её исправности, чтобы вовремя заметить критические дефекты в конструкции. В процессе обсуждения предлагаются новые конструктивные схемы для всего аппарата: в частности, рассматривается применение композиционных материалов в рамах и фермах, которые соединяют двигатель с ракетой.

«За счёт задела, который создан в Советском Союзе, мы продолжаем лидировать в углепластиках», – отметил Губерт.

Применение композитов в топливных баках уменьшит их вес на 35 процентов, в камере сгорания и экранах радиационной защиты – на 20%, вес ферм, рам, сопел и насадок охлаждения уменьшится на 40%.

Кроме того, сейчас специалисты решают, какое топливо для двигателя предпочесть – традиционный керосин или метан, который эффективнее, но требует охлаждения. Кроме того, генератор на основе керосина выделяет больше сажи, чем метан.

«Мы должны просчитать все физико-химические и физико-механические процессы взаимодействия продуктов сгорания топлива как между собой, как и с материалами стенок ракеты. Одно дело, когда ракета одноразовая и воздействие топлива на материал не критично, и совсем другое, когда после соприкосновения с топливом ракета будет эксплуатироваться много раз», – пояснил Губерт. 

исследовательский центр имени келдыша космическая техника многоразовая ракетно-космическая система отечественные разработки ракетные двигатели

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий