Учёные вплотную занялись легендой о граде Китеже

Нижегородский астроном подтвердил метеоритное происхождение озера Светлояр, а археологи нашли на его берегах поселения, породившие…

Археологи нашли на берегах озера Светлояр в Нижегородской области средневековые поселения, а преподаватель кафедры астрономии Нижегородского педагогического университета Алексей Киселёв своими исследованиями доказал метеоритное происхождение этого водоёма, сообщает Федеральное космическое агентство.

Озеро Светлояр расположено в примерно в 90 километрах к северо-востоку от Нижнего Новгорода. Согласно старинной русской легенде, раньше на его месте располагался город Китеж, который внезапно скрылся под воду с приходом монголо-татарских войск хана Батыя. В окрестностях озера есть несколько мест, считающихся у православных христиан священными – в частности, камень с «отпечатком стопы Богородицы». И он, и сам водоём традиционно для таких случаев наделяются сверхъестественными способностями и целебной силой.

Нынешняя археологическая экспедиция из областного центра стала первой среди десятков научных миссий, обнаружившей вблизи озера следы поселений. По словам её руководителя Евгения Четвертакова, здесь найдено множество хозяйственного инвентаря, а также «статусные» вещи – нательные крестики, перстни. Большинство находок предварительно датируются 14-15 веками; о более ранних временах учёные говорят с осторожностью.

«Могли здесь быть в домонгольское  время  какие-то поселения, но это не град. Это могли быть колонизаторы славянского происхождения. В любом случае следы, скорее всего, мы не обнаружим», – полагает Четвертаков.

Между тем астроном Алексей Киселёв утверждает, что нашёл новые доказательства космического происхождения самого озера. Светлояр имеет практически идеальную овальную форму, а вода в нём необыкновенно чиста для этих мест, что тоже с давних пор поражает воображение людей. Ни вулканической, ни карстовой активности в этом регионе нет – более ранние экспедиции это доказали. Гипотеза о том, что водоём возник в результате удара метеорита, остаётся одной из самых популярных. В 2009 году геологи из петербургского Всероссийского научно-исследовательского геологического института (ВСЕГЕИ им. Карпинского) даже свидетельствовали о нахождении кусков стеклообразной массы, образовавшихся при соударении космического тела со слоем песка. Однако у Киселёва другие данные: по его мнению, после удара о Землю метеорит, состоявший из камня, а не железа, попросту испарился.

«Кинетическая энергия ударника, как правило, больше энергии химических связей, вся масса превращается в плазменное облако, взрыв похож на ядерный», – говорит он.

По словам нижегородского преподавателя, «неземная» история озера Светлояр подтверждается ещё и соответствием его формы и размеров кратерам Луны: высота вала, глубины, углы и там, и здесь примерно одного порядка. Более того, вал, окружающий озеро, характеризуется обнажениями красных глин и песков, которые в этих местах обычно находятся не выше 50-60 метров от земной поверхности.