Российские учёные: чёрно-белое зрение собак – это миф

Специалисты из Лаборатории сенсорной обработки информации РАН выяснили, что наши четвероногие друзья способны различать по крайней мере жёлтый и синий цвета

Российские учёные доказали, что, вопреки распространенному заблуждению, собаки способны различать цвета. Команда исследователей из Лаборатории сенсорной обработки информации при Российской академии наук экспериментально установила, что наши четвероногие друзья способны воспринимать ограниченный цветовой диапазон и отличать объекты одинаковой формы друг от друга.

Традиционно считается, что представители семейства псовых воспринимают окружающий мир только в монохромном виде и способны различать лишь уровни яркости. Однако около года назад Джей Нейтц из Вашингтонского университета в результате серии экспериментов выяснил, что в отличие от человеческого глаза, имеющего три «конуса» цветового пространства, собаки имеют лишь два. И если человек способен различать оттенки красного, синего, зеленого и жёлтого цветов, то животным доступны только синий и жёлтый, что тоже неплохо.

Специалисты РАН продолжили исследование Нейтца и напечатали четыре листа бумаги: тёмно-жёлтого, темно-синего, светло-жёлтого и голубого цветов. Тёмные и светлые оттенки были нужны для того, чтобы проверить теорию, по которой собаки различают уровни яркости.

В ходе опыта с участием восьми собак различных пород учёные помещали листы определённых цветов над мисками с кормом в отдельных ящиках. Так, тёмно-жёлтый лист они повесили над миской с сырым мясом. Вначале животные могли ознакомиться с содержимым всех кормушек и соотнести его с цветами листов, размещённых рядом. Трёх подходов оказалось достаточно для того, чтобы каждый пёс запомнил, что тёмно-жёлтый цвет указывает на самое вкусное (в других кормушках мяса не было).

Следующим этапом исследователи решили проверить, ориентируются животные на яркость или всё-таки на цвет. Они предложили собакам выбрать между светло-жёлтым и голубым цветами. Если бы животные ориентировались по яркости, они бы выбрали голубой цвет, так как его яркость примерно соответствует яркости тёмно-жёлтого. Однако каждая собака выбрала светло-жёлтый лист, что свидетельствует о том, что их выбор основан на цвете.

Таким образом, отмечают авторы исследования, результаты эксперимента говорят о том, что собаки, конечно, различают яркость предметов, однако в условиях естественного освещения больше ориентируются именно на цвета. Ранее дрессировщики собак избегали использования окрашенных предметов, чтобы не «сбивать с толку» своих подопечных. Однако теперь, по мнению учёных, они смогут более эффективно решать различные задачи, связанные с узнаванием тех или иных объектов.

Источник: www.newsru.com