В Россию возвращается биоакустика

Российские и германские учёные впервые после 1970-х годов начали изучение рёва маралов в заповеднике «Хакасский»

В заповеднике «Хакасский» прошла научная презентация «Гонные крики благородного оленя, как природный эксперимент по эволюции коммуникативного поведения». Ее авторы, учёные-биоакустики Илья и Елена Володины, а также участник проекта Роланд Фрей (Германия) прибыли в республику Хакасия, чтобы записать рёв маралов, собрать данные по крикам самцов, проанализировать полученный материал и в дальнейшем даже реконструировать вокальный аппарат животного.

Для этого на территории кордона Медвежий участка «Малый Абакан» заповедника «Хакасский» учёные планируют провести видеосъёмки брачных игр самцов марала, записать по возможности вокальное сопровождение брачных битв животных, а также расставить четыре автоматических аудиоловушки Song Meter, на которые в течение трех недель будут записываться гонные крики маралов. Никогда прежде такая работа в Хакасии не проводилась.

Приезд учёных был запланирован как раз на период гона маралов, когда удобнее всего исследовать акустическое поле животных. Марал является подвидом благородного оленя – парнокопытного млекопитающего семейства оленевых. С помощью собранного научного материала заповедник «Хакасский» сможет обогатить базу данных о животных, обитающих на его территории, в частности, о марале, являющемся перспективным видом для изучения.

Учёные-биоакустики планируют также собрать генетические образцы животных данного вида. Как рассказал кандидат биологических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории поведения животных кафедры зоологии позвоночных животных биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, научный сотрудник научно-исследовательского отдела Московского зоопарка Илья Володин, на сегодня благодаря исследованиям генетических образцов учёные смогли выделить группы маралов Красноярского края и Иркутской области, маралов Тувы, Алтая, Якутии и Северной Америки.

По словам кандидата биологических наук, старшего научного сотрудника научного отдела Московского зоопарка Елены Володиной, последний раз в России биоакустические исследования животных проводились в 70-х годах прошлого столетия.  На сайте «Научная биоакустическая группа Ильи и Елены Володиных» можно найти проекты по изучению самых разных животных – здесь собраны «вокальные партии» благородного оленя, сайгака, джейрана, лисицы, суслика, собак, песчанки, гепарда, журавлей и других видов, зафиксированные зарубежными и отечественными учёными.