Воду на Марсе ищет российский прибор

Первое включение российского нейтронного детектора ДАН, установленного на марсоходе Curiosity, оказалось успешным

Марсоход Curiosity, успешно совершивший посадку на поверхность Красной планеты 6 августа текущего года, несёт и российскую составляющую: это нейтронный детектор ДАН, помогающий аппарату выполнить одну из его основных задач – поиск на Марсе воды и гидратированных минералов. Три дня спустя после того, как планетоход приступил к научным исследованиям, этот прибор был включён и продемонстрировал свою работоспособность, сообщил сотрудник Института космических исследований (ИКИ) РАН Максим Литвак.

«Его включили, проверили – всё работает. Нейтроны он видит. Включение было короткое, буквально на несколько минут, но он не будет постоянно включён, прибор будет включаться в соответствии с планом работы», – цитирует учёного агентство РИА Новости. В настоящее время Литвак находится в Лаборатории реактивного движения NASA в калифорнийской Пасадене.

Детектор ДАН («Динамическое альбедо нейтронов») представляет собой нейтронный облучатель, который по потоку вторичных нейтронов определяет содержание в различных веществах и телах водорода, а на основе этого можно рассчитать и долю воды или кристаллогидратов. Это уже третий подобный прибор родом из ИКИ на космических аппаратах NASA: на борту зонда LRO установлен детектор ЛЕНД, позволивший найти лёд в кратерах у лунных полюсов, а ХЕНД является частью орбитального комплекса «Марс-Одиссей», и благодаря его данным удалось определить, что в высоких широтах Красной планеты также имеется большое количество водяного льда.

Однако для посадки Curiosity были специально выбраны не полярные районы, а кратер Гейла, расположенный ближе к марсианскому экватору, чтобы избежать заражения планеты земными микроорганизмами.

Первое включение прибора ДАН было пассивным, он работал без участия генератора. По словам Максима Литвака, такой режим для устройства может быть и вполне штатным, так как оно способно получать нейтроны из космических лучей или от радиоизотопного источника марсохода.

ДАН – один из двух иностранных компонентов Curiosity: вторым является метеостанция REMS, созданная испанскими специалистами.

curiosity nasa ики ран марс