Российские учёные нашли новый вид «доисторического» волка

Субтильный волк, обитавший на юге Сибири, был слабее и тихоходнее своих нынешних серых родственников и, очевидно, не выдержал конкуренции с ними

Новый вид ископаемых животных открыт в России. Старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН кандидат биологических наук Николай Оводов обнаружил в Хакасии кости вымершего волка, которого из-за менее массивного по сравнению с «серыми братьями» черепа назвали Canis subtilis, или по-русски «субтильный волк».

Находка была сделана в пещере Фанатиков, открытая абаканскими спелеологами в 1970-х годах. Это карстовая полость, промытая водой в известковой породе. Несколько десятков тысяч лет назад слой, отделявший промоину от поверхности, был очень тонок, и время от времени туда проваливались крупные животные – бизоны и лошади. Здесь же находят фрагменты скелета лисицы, пещерной гиены, соболя, бурого медведя, серого и красного волков. Очевидно, когда провал затянуло грунтом, от него остался лишь узкий лаз, которым могли воспользоваться хищники; этим же путём в пещеру в наши дни протискиваются исследователи.

Ещё несколько костей субтильного волка такого же возраста найдены в двух других пещерах Южной Сибири – Разбойничьей на Северо-Западном Алтае и Белый Город под Красноярском. Сейчас в распоряжении исследователей верхняя и две нижние челюсти с полными рядами зубов и кости туловища.

Радиофизическую датировку ископаемых костей из пещеры Фанатиков пока не проводили. Судя по внешнему облику, костным останкам волков не менее 40–50 тысяч лет.

Николай Оводов сравнил череп субтильного волка с черепами обыкновенных волков неоплейстоцена и обнаружил около трёх десятков различий. В частности, череп C. Subtilis более вытянутый, а объём головного мозга составлял около 115 мл, в то время как у обычного C. lupus – 148–180 мл. Клыки, которыми волки хватают и удерживают добычу, у субтильного волка значительно меньше, чем у современного. Но зато зубы крепкие, не сношенные, хотя сам волк, судя по состоянию швов черепа, был почтенного возраста. Эти животные явно не любили разгрызать кости. Очевидно, данному зверю был присущ лисий тип питания.

«Лисы, в отличие от серых волков и гиен, «берегли» свои зубы, то есть не грызли кости жертв. Пещерные гиены, например, так расправлялись с черепом носорога, что от него зачастую оставались изолированные зубы, а когда пожирали тушу, вместе с мясом заглатывали песок – природный абразив, о который стирались коронки зубов. Не исключено, что субтильный волчок был разборчив в приёмах потребления мясной пищи. Во всяком случае, его зубы в преклонном возрасте имели острые верхушки», – рассказал Оводов.

К тому же зверь уступал своим серым родственникам в скорости и выносливости: его индекс резвости, то есть соотношение длины голени и бедра, меньше, чем у Canis lupus, относительно невелико и хоанальное отверстие, через которое воздух поступает из пасти в лёгкие. Поэтому субтильному волку, судя по всему, нелегко было гнать добычу, он довольствовался мелкими животными, которых можно было поймать на короткой дистанции (вроде зайцев), и в конце концов не выдержал конкуренции всё с теми же обыкновенными волками, заключает исследователь.

неизвестные виды палеозоология сибирь субтильный волк