Минобороны заказало учёным систему защиты от биологического оружия

Согласно задаче, которую ставят военные, она должна обеспечивать планирование всех необходимых мероприятий – от мер гражданской обороны до создания вакцин

В конце 2014 года у российских военных появится система нейтрализации смертельных вирусов и бактерий: как пишет газета «Известия», разработку такой системы заказало Минобороны с целью защиты от биологических угроз.

Согласно документации, общая стоимость разработки защитной системы, состоящей из пяти компонентов, составляет 284 миллиона рублей. На эти деньги планируется создать вычислительный комплекс, с помощью которого можно в течение часа провести анализ ДНК/РНК любой бактерии или вируса, разработать вакцину, способную нейтрализовать возбудитель болезни, и организовать её производство.

Ядром комплекса станет система поддержки принятия решений по ликвидации чрезвычайных ситуаций на биологически опасных объектах (СППР ЛЧС), которая получит название «Беркут-1». По структуре она будет похожа на аналогичную систему предупреждения чрезвычайных ситуаций МЧС и на систему управления войсками, которую сейчас активно внедряет Минобороны. Система будет отображать на электронной карте данные о заражении территории, делать математический прогноз развития ситуации и указывать варианты парирования угроз с использованием имеющихся в наличии сил и средств, начиная от подразделений РХБЗ (войска радиационной, химической и биологической защиты) и заканчивая стратегическими запасами противогазов, антидотов и дезинфицирующих веществ.

В свою очередь, определять тип вируса и бактерии будет комплекс для выделения нуклеиновых кислот, разрабатываемый под шифром «Соловей-1». В паре с ним станет работать «Удод-1»: задача этой системы – внедрить ДНК возбудителя в лабораторную клетку и определить механизмы борьбы с ним. Фактически для армии впервые создаётся генно-инженерная технология, позволяющая синтезировать белки и клонировать клетки для получения противовирусных вакцин нового поколения.

Свой элемент этого комплекса внедрят и в фармацевтическую промышленность: это будет автоматизированная система контроля производства медицинских иммунобиологических препаратов «Выпь-1». С её помощью, в частности, планируется обеспечивать заводы и лиц, принимающих решения, информацией для оперативного переключения с выпуска одной вакцины на другую.

Для противодействия особым видам вирусов, к которым относится, в частности, оспа (вирусологи выделяют их в группу ортопоксвирусов), должна быть создана специальная вакцина под шифром «Дрофа-1» в виде таблеток, способных храниться два года. Их планируется выдавать не только военным, но и гражданским. Таблетки должны развивать иммунитет к таким вирусам в 70% случаев.

Для испытаний система будет развёрнута в Кирове на базе военно-биологического института Минобороны, где с советских времён изучали вирусы и бактерии, а также производили боевые штаммы чумы, сибирской язвы и других компонентов биологического оружия.

биологическое оружие биотехнологии иммунология министерство обороны рф оборонные технологии