Свёртывание производства фосфора тормозит отечественную биохимию

Российские биохимики вынуждены приостанавливать многие проекты из-за недостатка сырья – радиоактивного фосфора-32, используемого для мар

Российские биохимики вынуждены приостановить многие исследовательские проекты из-за проблем с поставками материала для радиоактивных меток – фосфора-32, производство которого в России было прекращено в 2012 году, а с импортом возникают серьёзные проблемы, сообщил РИА Новости Юрий Скоблов, руководитель лаборатории изотопных методов анализа Института биоорганической химии РАН, откуда многие московские учёные получали фосфор.

Радиоактивный фосфор-32 с периодом полураспада 16 дней используется в точных методах исследования нуклеиновых кислот. Изотоп встраивается в молекулы вместо «обычного» фосфора-31, что позволяет судить о многих биологических процессах, в частности, о росте опухолей. Ранее фосфор-32 производили в Институте реакторных материалов в Свердловской области, но в 2012 году производство было прекращено из-за нерентабельности. Наладить регулярные поставки из-за рубежа пока не удалось.

«Из-за отсутствия фосфора у кого-то может диссертация сорваться, у кого-то диплом. Фосфор не запасёшь впрок. Вы либо получаете его регулярно, либо отказываетесь от этой темы. У нас очень большие проблемы с импортом, что связано отчасти с американскими проблемами, отчасти с нашими внутренними. За весь 2012 год мы получили всего две поставки, в этом году ждём с конца января, сейчас опять отложили до 11 марта», – сказал Скоблов.

По его словам, сейчас поставки фосфора осуществляет американская PerkinElmer – фактический монополист. Учёным удалось разработать схему поставок через таможню, но на практике её ещё ни разу не проверили.

«Сейчас все процедуры с таможенниками согласовали, но мы еще ни одной поставки не получили с нового года», – отметил Юрий Скоблов. Пока в России был собственный фосфор, этих проблем не было, и единственное решение – возобновление производства, добавил он.

«Мы пытаемся организовать альтернативное производство на базе Томского политехнического университета, но дело идёт очень медленно. Из Томска мы сможем получать фосфор, дай бог, чтобы в 2014 году», – сказал учёный.

биотехнологии биохимия фосфор химическая промышленность