В Белом море обнаружены пестициды из Южной Азии

В тканях китов-белух у Соловецких островов обнаружены опасные пестициды, применяемые в Индии и Китае, но не в России

В тканях белухи – арктического морского млекопитающего, живущего, в том числе, в Белом море – обнаружены опасные пестициды. Интересно, что по своему химическому составу эти вещества не похожи на применяемые в России, зато явно соответствуют химикатам, которые используются в азиатских странах.

«В рамках нашего проекта по изучению белух Белого моря команда учёных Института океанологии РАН взяла пробы тканей у белух (биопсия у живых животных, и отдельная проба была взята у выброшенного на берег трупа кита). После проведения лабораторных анализов выяснилось аномально высокое содержание в тканях стойких органических загрязнителей... Также учёные обнаружили пестициды, которые ни в РФ, ни в СССР не использовались, зато применялись для борьбы с муравьями и термитами в Китае и Индии. Получается, пестициды «приплыли» морским путём из юго-восточной Азии в Белое море», – рассказала корреспондентам РИА Новости руководитель программ Международного фонда защиты животных IFAW Людмила Данилова.

Экспедиции на мыс Белужий на Большом Соловецком острове проводятся с 1995 года. Белухи приплывают сюда для размножения. Самки с детёнышами и самцы держатся особняком. Как выяснили учёные, животных привлекает также участок песчаного дна размером примерно 20 на 30 метров: они выстраиваются вокруг него в очередь, чтобы потереться о песок. Как считает старший научный сотрудник Института океанологии РАН Владимир Баранов, это нужно китам не только для очистки кожных покровов, но и для обмена некими биохимическими маркерами.

По словам руководителя экспедиции Веры Красновой, среди белух в последнее время крайне мало животных с неповреждённой кожей. Практически у всех встречаются какие-то заболевания: вздутие, язвы, жёлтые пятна.

«Очень грязные здесь белухи. Отчего возникают эти заболевания, сказать сложно – необходимо заключение ветеринаров. Например, было предположение, что белухи страдают от плохой аэрации воды в Белом море», – отметила она.

В ходе исследований океанологи также пытаются расшифровать язык китообразных. Всем известно выражение «реветь белугой»: в старину названия белого кита и крупной рыбы семейства осетровых были омонимами (в английском языке, например, оба вида до сих пор часто именуются русским словом beluga). Однако белухи способны издавать не только рёв. Специалисты составили своеобразный «алфавит» этих животных, включающий в общей сложности 30 различных звуков.

«У них получаются гласные А, У, Ы, щебет, свисты, щелчки, скрип двери, мяуканье кошки, блеянье… И остановились примерно на 30 сигналах, которые человек один от другого может отличить», – пояснил Владимир Баранов, добавив, что необходимо сопоставлять записи гидрофона и видеокамер, чтобы соотнести эти звуки с конкретными поведенческими ситуациями.