Россияне и белорусы преодолевают последствия Чернобыля

В рамках программ Союзного государства ВНИИ сельскохозяйственной радиологии и агроэкологии проводит работы по снижению радиационной заг

Российские ученые проводят совместные с белорусами работы по снижению радиационной загрязнённости сельхозпродукции и предлагают рассчитать варианты эффективного использования загрязненных земель, передаёт газета «Республика».

С инициативой выступает ВНИИ сельскохозяйственной радиологии и агроэкологии из Обнинска. Совместно с Гомельским институтом радиологии он участвует в программах Союзного государства по преодолению последствий чернобыльской катастрофы, чтобы создать условия для безопасного использования сельскохозяйственных территорий, загрязненных радионуклидами.

«Мы искали новые виды мелиорантов, новые виды кормовых добавок, новые виды технологий, которые бы позволили снизить загрязнённость сельхозпродукции, занимались реабилитацией временно выведенных из оборота сельхозземель», – заявила заместитель директора по научной работе ВНИИ Наталья Санжарова. Благодаря выполненным мероприятиям хозяйственная деятельность и реализация проектов без ограничения по радиационному фактору теперь возможна более чем на 200 тысячах га площадей.

«Надо сказать, наш институт работал в нескольких направлениях: унификация систем радиационного контроля, разработка методов оценки радиологической безопасности и экономической эффективности реабилитационных мероприятий в сельском хозяйстве, создание комплексных радиационных паспортов для сельских населенных пунктов и атласа загрязнения сельскохозяйственных земель вплоть до 2056 года», – добавил старший научный сотрудник Алексей Панов.

Среди разработок института – фероцинсодержащие препараты, которые помогают снизить содержание цезия в продукции животноводства. «В России более 100 населенных пунктов, где отмечено превышение нормы цезия в молоке и мясе. Кроме того, в ряде населенных пунктов … норматив превышается в 1,5—8 раз. Чтобы обезопасить население, с 2007 по 2010 мы закупили порядка 2 тысяч тонн сорбента фероцина, который “связывает” цезий и не дает ему поступать в организм животного, и 150 тысячах тонн зерна. Из смеси делали муку, которая раздавалась владельцам подсобных хозяйств», – объясняет ведущий научный сотрудник Низаметдин Исамов. При использовании фероцинсодержащих препаратов в тестовых населенных пунктах доза внутреннего облучения населения снижалась в 2,5 раза.

Благодаря третьей cоюзной программе был решён вопрос прижизненного контроля животных. Теперь, не убивая домашнюю живность, можно определить, содержатся ли в ней радиоактивные элементы. Исходя из результатов измерения радиометров (разработка белорусских ученых), можно включить в рацион животного вещества, выводящие радиацию из организма.

«Работа требует своего логического продолжения в четвёртой программе Союзного государства по преодолению последствий чернобыльской катастрофы. Там есть медицинская, социальная часть, сельскохозяйственный, лесной и информационный блоки. Хотя, к сожалению, сейчас делается большой уклон в сторону работы МЧС. Например, обучение персонала на загрязнённых территориях. Не думаю, что это правильно: в структурах России и Беларуси есть самостоятельные программы без отношения к радиоактивно загрязненным территориям. Хотелось бы, чтобы в дальнейшем сохранялась социальная направленность», – считает Наталья Санжарова.

В настоящее время институт занимается «паспортизацией» отдельных населенных пунктов и сельхозпредприятий по федеральной программе. Рассчитывают ученые и варианты эффективного использования земель, и сценарии развития ситуации после соблюдения рекомендаций.

Источник: respublika.info