Российские учёные разгадали структуру природного «фотоэлемента» бактерий

Совместно с французскими и германскими коллегами специалисты ИБХ РАН выяснили выяснить устройство и принцип работы светопоглощающего белка бактерий – протеородопсина

Группе учёных из России, Германии и Франции удалось выяснить устройство и принцип работы светопоглощающего белка бактерий – протеородопсина. Благодаря полученным знаниям можно создать новые инструменты контроля нервных клеток живых организмов.

Исследователи изучали образцы ДНК, полученные во время бурения грунта вечной мерзлоты в Якутии. Результатом работы стало клонирование и экспрессирование гена ESR, кодирующего протеородопсин бактерии Exiguobacterium sibiricum.

Как рассказывает один из участников исследования, сотрудник лаборатории биомолекулярной ЯМР-спектроскопии ИБХ РАН Павел Кузьмичёв, предположение о существовании данного родопсина строилось лишь на данных о последовательности генома бактерии. Интересующий исследователей ген был экспрессирован в клетках кишечной палочки, после чего бактерии начали нарабатывать протеородопсин.

В настоящий момент учёные занимаются изучением фотоцикла протеородопсина. В рабочем режиме этот белок претерпевает ряд переходных состояний. Чтобы детально изучить и понять этот сложный механизм транспорта протонов очень важно изучить пространственную структуру каждого из этих состояний и понять, какие изменения происходят в структуре белка, какие движения необходимы для его нормальной работы, какие аминокислотные остатки непосредственно участвуют в переносе протона.

Поставленная задача является нетривиальной и потребует знаний молекулярной биологии, видимой и инфракрасной спектроскопии, рентгеноструктурного анализа и других научных методов, отмечают специалисты.

Источник: news-mining.ru