Материалы портала «Научная Россия»

Отмечается юбилей плавания атомохода «Арктика»

Отмечается юбилей плавания атомохода «Арктика»
Ровно 35 лет назад советский атомный ледокол «Арктика» дошёл до Северного полюса

Юбилей в истории российского и мирового мореплавания и полярных исследований: ровно 35 лет назад, 17 августа 1977 года, советский атомный ледокол «Арктика» первым из надводных кораблей достиг Северного полюса. Ранее такие попытки предпринимались на протяжении нескольких столетий, но заканчивались неудачно и даже трагически.

«Только с появлением мощных ледоколов нового поколения, транспортных судов усиленного ледового класса плавание во льдах Арктики стало реальным. Обширные исследования, проведенные во второй половине 20 века на дрейфующих станциях и по программе высокоширотной воздушной экспедиции «Север», позволили получить необходимые данные о закономерностях циркуляции льдов в Арктическом бассейне и их свойствах», – рассказал РИА Новости заведующий лабораторией изучения ледового плавания отдела ледового режима и прогнозов Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Сергей Фролов.

Ледокол «Арктика» был построен в 1975 году на Балтийском заводе в Ленинграде. Мощность его двигательной установки составляет 75 тысяч лошадиных сил. Судно предназначено для работы во льдах толщиной до трёх метров.

Вдохновителем экспедиции к Северному полюсу стал первый капитан «Арктики» Юрий Кучиев, возглавил её министр морского флота СССР Тимофей Гуженко. Автономное плавание продолжалось с 9 по 22 августа 1977 года, за это время было пройдено 3830 морских миль. 17 августа в 9 часов 40 минут по московскому времени в точке с координатами 90 градусов северной широты был поднят советский флаг, рядом с которым прикрепили древко от флага экспедиции Георгия Седова – российского полярного капитана, трагически погибшего при очередной попытке достичь крайней точки планеты в 1912 году.

В ходе экспедиции научной группой института Арктики и Антарктики были выработаны основные принципы научного и гидрометеорологического обеспечения мореплавания в полярных водах. «Эти положения лежат в основе современной системы специализированного обеспечения мореплавания в Арктике», – отметил Сергей Фролов.

В 2009 году «Арктика», бесперебойно проработав 33 года, была выведена из эксплуатации и теперь стоит у причала «Атомфлота» в Мурманске. Периодически звучат предложения перебазировать знаменитый ледокол в Петербург и сделать из него музей.

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий