Бактерии пережили татаро-монгольское иго

Ради выживания они впадали в анабиоз и сжимались до наноразмеров, выяснили специалисты Института физико-химических и биологических…

Учёные Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН обнаружили в древних курганах в степях между Волгой и Доном выжившие колонии микроорганизмов, чей возраст равен возрасту старинных могил (у некоторых – не менее 6 тысяч лет), пишет газета «Известия». Ради выживания бактерии впадали в анабиоз и сжимались до наноразмеров. Свойства популяций этих организмов объясняют исторические процессы и помогают оценить риск глобальной засухи.

«Микробы того времени – это наше ноу-хау. В курганах, в захороненных почвах микроорганизмы оказались как бы законсервированными – у них не было доступа к влаге и нового органического вещества, то есть питания, поэтому часть представителей сообществ уменьшились в размерах – произошел переход в наноформы, часть организмов впала в анабиоз и замедлила метаболизм», – объясняет один из авторов проекта, заместитель директора по науке ИФХиБПП РАН, профессор Виталий Дёмкин.

Для него эти бактерии представляют интерес лишь как одно из средств для изучения почв в разные периоды времени. Однако в ходе своих исследований с 1996 года учёные составили своего рода климатическую летопись региона, которая в свою очередь объяснила процессы миграции людей.

По их словам, около четырёх тысяч лет назад в южнорусских степях возник самый масштабный палеоэкологический кризис за последние шесть тысяч лет. В период средней бронзы Нижнее Поволжье было так называемой варварской периферией, здесь жило оседлое и полуоседлое население – племена катакомбной культуры. Но затем из-за кризиса степной экосистемы, во время которого количество осадков уменьшилось с 350 мм в год до 200–250 мм и стало происходить опустынивание, племена вынуждены были перейти на другой тип хозяйствования — подвижное пастушеское скотоводство. Резкая аридизация климата в это время имела глобальный характер: тот же период отмечен упадком древних цивилизаций Передней Азии в связи с опустыниванием ландшафтов и засолением земель.

И даже причины прихода Золотой Орды в Нижнее Поволжье удается объяснить с помощью анализа почвы и микроорганизмов – в этот момент климат степи несколько улучшился и стал более пригодным для оседлой жизни.

«Столица Золотой Орды – город Сарай аль-Джедид (нынешний Царев в Волгоградской области) – стала крупным центром, где бурлила жизнь. В 30–40-е годы XIV века при хане Узбеке постоянное население поселения доходило до 50 тысяч человек. Для сравнения, в Лондоне тогда проживало порядка 20 тысяч», – говорит Дёмкин.

Благодаря исследованию почвенных бактерий и состава грунта можно не только объяснить события прошлого, но построить прогноз на будущее.

«Савроматские курганы дают детальную динамику – там наблюдалась закономерная смена влажных периодов засушливыми, изменение среднегодовой нормы осадков на 30–50 мм, а цикличность укладывалась в 100–200 лет. Если перекинуть мостик в древность и учесть, что за последние 30 лет среднегодовая норма осадков выросла на 30–35 мм, то можно предположить, что в течение еще приблизительно 100 лет влажность в этом регионе будет расти», – считает Дёмкин.

По его мнению, подобные исследования могут в перспективе объяснить и более глобальные процессы, связанные с изменением климата. Учёный советует помнить, что в VII–XI веках (раннее Средневековье) в Европе наступило резкое потепление, подтаяли альпийские ледники, а викинги открыли Гренландию. После этого в XIV-XIX веках наступил малый ледниковый период, во время которого иногда даже летом Темза стояла подо льдом.

ИФХиБПП РАН подал заявку на получение гранта в Российском фонде фундаментальных исследований на продолжение изучения курганов волго-донских степей. Новая часть исследования должна лучше объяснить связь изменения почв и климата.

Коллеги Дёмкина говорят, что он открыл новую область для исследования на стыке археологии и микробиологии: больше никто не занимается анализом почвенных бактерий для оценки климата.

«Это проблема очень интересная – попробовать использовать микроорганизмы для реконструкции климатических изменений и, возможно, ответить на исторические вопросы», – комментирует директор Института микробиологии РАН имени Виноградского Валерий Гальченко. Он отметил, тем не менее, что вопрос о возрасте бактерий весьма спорен: определить, сколько лет микроорганизму, невозможно. Можно лишь узнать, сколько лет веществу, из которого он состоит или в котором он живёт.

микроорганизмы почвоведение ран раскопки россия татаро-монгольское иго