Примитивные животные остаются «асексуалами» миллионы лет и воруют чужие гены

Такими небывалыми для многоклеточных свойствами обладают бделлоидные коловратки

Потеря способности к половому размножению обычно рассматривается как эволюционный тупик для многоклеточных животных – но не для всех. Как недавно выяснила международная группа учёных, бделлоидные коловратки – представители особого класса микроскопических животных размером порядка сотен микрон – остаются асексуальными уже в течение миллионов лет, что не помешало им успешно адаптироваться к самым разным условиям обитания.

Бделлоидные коловратки всегда остаются самками, у них ни разу не было отмечено появления особей мужского пола или гермафродитизма, а также ключевого в половом размножении мейотического деления клеток. Изучая геном одного из видов такой коловратки,Adineta vaga, биологи обнаружили, что сам по себе набор хромосом делает мейоз невозможным. Тем не менее, этих животных на планете существует более 460 видов, что говорит о весьма неплохой эволюционной приспособленности.

До сих пор подобный экологический успех при полном отсутствии «секса» был замечен только у бактерий, у которых гены легко переходят из одной клетки в другую. Как же его удалось повторить бделлоидным коловраткам?

Исследователи предполагают, что эти животные умудряются воровать чужие гены. Около 8 процентов фрагментов ДНК Adineta vaga нетипичны для царства животных и, скорее всего, заимствованы как раз у бактерий (типичным для них же «горизонтальным» путём) и представителей других царств более низкого порядка.

В исследовательскую группу, опубликовавшую результаты своей работы в свежем номере журнала Nature, вошли учёные из Франции, Бельгии, Германии, Норвегии, США, а также шестеро выходцев из СССР, трое из которых – научные сотрудники факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ и трое – американского океанологического института Вудс-Хоул, штат Массачусетс.

Источник: news.sciencemag.org, www.nature.com