Материалы портала «Научная Россия»

Россия – единственная страна в мире, где сегодня изучают всеобщую историю!

«Россия в мире» – один из обязательных предметов, которые планируется ввести в школе в соответствии с новым образовательным…

Александр Чубарьян, профессор, доктор исторических наук, директор Института всеобщей истории РАН

«Россия – единственная страна в мире, где сегодня изучают всеобщую историю!»

«Россия в мире» – один из обязательных предметов, которые планируется ввести в школе в  соответствии с новым образовательным стандартом. Этот курс сразу вызвал массу нареканий и споров, поскольку в нем планировалось объединить такие предметы как география, экономика, политология.  При этом изучение истории явно уходило на задний план. Что представляет собой новый предмет сегодня, действительно ли он нужен школьникам и в чем его практическая польза? Об этом рассказывает профессор Александр Чубарьян.

Предмет "Россия в мире" возник как некий компромисс, потому что совсем не хотели делать историю обязательным предметом, была целая дискуссия. Какой-то компромисс по стандартам нашли, но я с самого начала сказал, что иметь такой учебник было бы не плохо. Я объясню почему. Сейчас в школе продолжает действовать концентрическая система образования. Это значит, что вплоть до 9 класса включительно проходят весь цикл истории, отечественной и всеобщей. А потом в 10-11 то же самое, только на более высоком уровне. Я сторонник линейной системы. Она заключается в том, чтобы пройти один раз курс истории. Итак, что я вижу в курсе «Россия в мире»? До 9-го класса все проходим, а 10-11 — это синтетический компаративистский  курс «Россия в мире», который объединяет все, что преподается по отечественной и всеобщей истории.

Этот курс должен быть повышенного уровня, для профильной школы. Для тех, кто выбирает гуманитарные направления, а может, даже историческое. Как там все должно быть показано? Предположим промышленная революция: в России и в Европе или в мире. Так вот мы должны рассмотреть революцию у нас и в других странах, культурные различия там и там. И тогда получится, что Россия будет рассматриваться в контексте общемировых событий. Но я подчеркиваю, что это должен быть исторический курс. Потому что в начале министерство предложило какой-то аморфный непонятный курс, где была и география, и все, что вы хотите. С этим должно быть связано реформирования курса обществознания, я думаю,  это самая главная задача сейчас. В таком виде, в каком есть, мне кажется, он вызывает очень много нареканий. Это должен быть совершенно очевидный курс, он должен дать представление школьникам, что такое конституция, что такое наша политическая система, избирательная система. В этом курсе могут быть основы права, основы экономики, и тогда курс «Россия в мире» будет настоящим историческим курсом.

Россия – единственная страна в мире, где сегодня в школе существует в равной мере изучение и нашей истории, и всеобщей истории. В других странах нигде этого нет. Есть только на постсоветском пространстве, на Украине, например. А так во всех странах собственный центризм, национальный центризм. Вот в Америке изучают, прежде всего, историю США, но там есть небольшие вкрапления. Они изучают немножко и другие страны, но в небольшом объеме. Но такого курса, например, как «США в мире», нет. Есть немножко во Франции, но он не в одной книге, не в одном курсе. Но такого стабильного учебника я не видел. Опыты есть в Германии, есть учебники мировой истории, но больше применительно к античности, к средним векам, где еще не было Германского государства.  А так, я думаю, мы могли бы быть пионерами в этом направлении. Для нас, для молодого поколения сейчас очень важно показать, что мы и сегодня, и вчера существуем как органическая часть мирового человечества. Пафосно говоря, часть  мировой истории.

александр чубарьян всеобщая история образовательные стандарты

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий