Россия имеет возможность присоединиться к нескольким крупнейшим международным коллаборациям в области астрономии и астрофизики

Россия имеет возможность принять участие в проекте интерферометра SKA и Европейской Южной обсерватории

На круглом столе в Минобрнауки в понедельник 24 марта 2014 г. были обсуждены возможности и перспективы участия росийских астрономов и астрофизиков в самых современных международных коллаборациях.

На правах ассоциированного членства на год без финансовых обязательств Россию приглашают в проект интерферометра SKA (Square Kilometer Array), заявил заведующий лабораторией Астрокосмического центра Физического института имени Лебедева РАН Юрий Ковалев. Телескоп SKA, который начнет работать в 2019 году, будет представлять собой массив более чем из 3 тысяч антенн, объединенных в одну гигантскую виртуальную антенну площадью в один квадратный километр. Ковалев отметил, что участие в SKA, помимо прочего, даст российской высокотехнологичной промышленности шанс участвовать в создании компонентов радиотелескопа.

Участие в проекте на правах полного члена предполагает ежегодный взнос в 1 миллион евро, но, как подтвердил директор проекта Фил Даймонд, если Россия пока не готова на это пойти, SKA готова пойти навстречу и предоставить стране ассоциированное членство на год с возможностью участвовать во всех обсуждениях и консультациях.

Проект SKA Юрий Ковалев назвал «неизбежным будущим наземной радиоастрономии", и подчеркнул, что время для принятия решения по статусу членства в проекте у России еще есть, но вопрос не нужно откладывать в долгий ящик.

Также обсуждались перспективы участия российских исследователей в проекте ESO (Европейской южной обсерватории). Эта коллаборация намерена приступить к проектированию и строительству  нового крупнейшего 39-метрового телескопа E-ELT. Телескоп E-ELT (European Extremely Large Telescope — "Европейский сверхкрупный телескоп"), который начнет работать в начале 2020-х годов, станет самым большим оптическим телескопом в истории. Его зеркало диаметром 39 метров (диаметр зеркала самых больших современных телескопов составляет 10 метров) будет состоять из 798 шестиугольных сегментов размером 1,4 метра. Этот телескоп станет наследником нынешнего рекордсмена — европейского комплекса из четырех восьмиметровых телескопов VLT (Very Large Telescope) на той же площадке в Чили. Он поможет решить многие из проблем современной астрономии, и, возможно, перевернет наше представление о Вселенной, как это сделал первый телескоп Галилея 400 лет назад.

Как считает директор Специальной астрофизической обсерватории РАН Юрий Балега, если Россия задержит принятие решения по вопросу присоединения к ESO, то российские ученые потеряют шанс принять участие в проектировании, а российские предприятия не получат заказов на производство оборудования для него.  "Но мы должны поддерживать высокий уровень исследований и у нас в стране, иначе некому будет работать", — добавил Балега. Он напомнил, что вступительный взнос для России составит 120-130 миллионов евро, однако ESO предложила рассрочку на 10 лет — при этом российской стороне нужно будет платить не больше 12-27 миллионов евро в год в период до 2025 года.

по материалам РИА Новости