Россия и Франция запускают проект по совместному освоению космоса

Гренобль, Франция, 08 апреля 2014 – Зеленоградский микроэлектронный кластер запускает совместный российско-французский проект сотрудничества в сфере космических исследований.

Официальный старт совместному проекту в области космических исследований был дан сегодня Мэром города Гренобля господином Эриком Пьоллем и заместителем Министра экономического развития РФ О.В. Фомичевым.

В декабре 2013 года был подписан меморандум о взаимопонимании между московским и гренобльским микроэлектронными кластерами.  В развитие этого сотрудничества сегодня 8  апреля 2014 года Университет Жозефа Фурье (Гренобль) и Московский институт электронной техники (Зеленоград) начали проект создания и запуска на орбиту «студенческого» российско-французского спутника для проведения на околоземной орбите ряда научных экспериментов, которые представляют значительный интерес для обеих сторон как с научной точки зрения, так и со стороны практического использования полученных результатов. Срок реализации проекта составит не менее 4-5 лет. Архитектурные решения, электронные компоненты, блоки, узлы могут на долгие годы стать основой для создания бортовой аппаратуры перспективных космических аппаратов.

«Мы больше не можем мириться с отставанием от мирового уровня», - отметил Д.О. Рогозин в марте 2014 года в своем выступлении на тему развития космической отрасли. Вице-премьер так обозначил основные задачи космической программы РФ до 2025 года – извлечение прибыли из космической отрасли, создание технологического задела до 2040-х годов, а важным компонентом развития отрасли было названо сотрудничество с частными партнерами и другими странами.

В перспективные планы Роскосмоса входит переход на новое поколение электронной компонентной базы, поэтому данный проект – конкретный шаг на пути  реализации этого плана.

Константин Протасов, первый Вице-президент Университета Жозефа Фурье города Гренобля  отметил заинтересованность в проекте французской стороны:  «Университет Жозефа Фурье с большим энтузиазмом откликнулся на предложение наших зеленоградских коллег участвовать в создании совместного российско-французского спутника. Мне хотелось бы подчеркнуть, что, как и МИЭТ, многие лаборатории Гренобля, принадлежащие нашему Университету, уже имеют богатый опыт научных и инструментальных разработок для проектов такого уровня. Здесь можно упомянуть ключевую роль Института им. Нееля в создании криогенной установки для космической обсерватории «Планк», участие Лаборатории Субатомной Физики и Космологии в создании Магнитного альфа-спектрометра, установленного на космической станции, или важный вклад сотрудников Института Планетологии и Астрофизики Гренобля в разработку и создание космического аппарата «Розетта».

Александр Басаев, Первый заместитель директора НПК «Технологический центр» МИЭТ, отмечая значимость проекта, заметил, что «Международная кооперация – важнейший формат обучения студентов и молодых специалистов. Задачи в проекте найдутся как для тех, кто собирается заниматься фундаментальными исследованиями материи и античастиц, так и для тех, кто будет решать прикладные задачи на промышленных предприятиях нашего города. Помимо научной ценности, проект содействует выходу российских космических микрочипов и аппаратуры на мировые рынки».

«Амбиции нашей страны по освоению космоса, существующий научно-промышленный потенциал и инфраструктура дают нам шанс в сотрудничестве с международными лидерами сделать эту инновационноемкую отрасль коммерчески успешной. Ключевые участники зеленоградского кластера: «Технологический центр», «Микрон», «Субмикрон»,  крайне заинтересованы в расширении своей роли в международном сотрудничестве в космической сфере, поскольку она является одним из немногих направлений высокотехнологичного экспорта, которое Россия может нарастить в среднесрочной перспективе», – так оценивает перспективы совместного российско-французского проекта Владимир Зайцев, руководитель Зеленоградского кластера.

московский институт электронной техники роскосмос технологическая база космических исследований университет жозефа фурье