Всемирно известный физик Владислав Пустовойт – академик РАН, лауреат пяти государственных премий, работы которого помогают приоткрыть тайны возникновения Вселенной. Свое имя он навсегда вписал в историю науки, предложив способ обнаружения гравитационных волн. Воплотить в жизнь идею российского гения удалось более чем через полвека после её выдвижения. Ему было 84 года.

"Он подсказал способ, как измерить Большой взрыв, тот самый, что породил Вселенную. Физики Владислав Пустовойт и Михаил Герценштейн в далеком 1962 году придумали метод измерения гравитационных волн, которые были предсказаны теорией относительности Энштейна, но на тот момент оставались неуловимыми. То есть как физик Пустовойт понимал, что эти волны должны быть. Но как их зафиксировать? И вышла научная статья, где подробно было рассказано – нужно устройство из лазерных излучателей: интерферометр Майкельсона. Выкачать воздух и спрятать от света. <...> О гравитационных волнах обычно рассказывают, используя размеченную ткань и шары – похоже влияет движение гигантских тел на пространство-время. Слияние нейтронных звезд или двух черных дыр дают ту самую энергию гравитационной волны, которая без преград передается по всей Вселенной со скоростью света. Нужно лишь волну прочитать, а это микроскопические изменения в излучении интерферометра".

Президент Российской академии наук Александр Михайлович Сергеев: "Это, действительно, наш выдающийся российский ученый, который очень много сделал всего. И для нашей науки, и для техники. Главным его открытием было открытие метода детектирования гравитационных волн, который был затем реализован в ряде установок. И на этих установках в 2015 году были впервые детектированы гравитационные волны".

Пустовойт всегда надеялся, что этот интерферометр будет построен и у нас, как передовое в науке устройство, сравнимое с коллайдером или термоядерным реактором. Приближал науку к той самой революции в физике, которой еще только предстоит случиться.

Подробнее в видеосюжете программы "Вести" - Россия 1.