Сотрудники Пермского политеха совместно с коллегами из ПГАТУ выяснили, что асфальтобетон можно сделать прочнее, заменив минеральный порошок в составе на буровой шлам. Результаты работы опубликованы в журнале IOP Conference Series: Earth and Environmental Science.
Буровой шлам – отход нефтедобычи, представляющий собой измельченную породу с остатками бурового раствора. По словам аспиранта кафедры «Охрана окружающей среды» факультета химических технологий, промышленной экологии и биотехнологий Пермского политеха Антона Власова, каждый год образуются миллионы тонн буровых отходов, которые загрязняют окружающую среду нефтепродуктами, химическими реагентами, тяжелыми металлами и хлоридам. В настоящее время для снижения негативного воздействия бурового шлама используют технологии утилизации.
Полезные свойства отходов, по мнению пермских ученых, могут повысить прочность дорожного полотна. Сухой шлам представляет собой мелкий песок, который был механически активирован при бурении нефтепродуктами. Нефтепродукты входят в буровой раствор, что позволяет использовать его в качестве минерального порошка в асфальтобетоне.
Для изучения химических свойств отходов исследователи взяли образцы с нефтяных месторождений на глинистой и углеводородной основе. Содержание тяжелых металлов в образцах не превысило норму, что позволяет применять буровой шлам в производстве асфальтобетона. После ученые вывели оптимальный состав смеси для материала. Они пришли к выводу, что в составе смеси можно использовать до 8% бурового шлама в зависимости от марки и вида необходимой смеси.
Новая разработка российских ученых уже прошла испытания и соответствует всем стандартам. Исследователи отмечают, что аналогов у такого применения бурового шлама в стране нет.
Фото: пресс-служба ПНИПУ