Материалы портала «Научная Россия»

Российские ученые изобрели стимулятор воображения пациентов после инсульта

Российские ученые изобрели стимулятор воображения пациентов после инсульта
Ведущие специалисты в области искусственного интеллекта заменили физические тренировки по восстановлению двигательных функций игрой с воображением, по окончании которой пациент получает возможность двигаться

Ученые Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) совместно с инновационной компанией iBrain в рамках Проекта 5-100 разработали уникальный игровой комплекс для реабилитации пациентов после инсульта. Как сообщает пресс-службе вуза, ведущие специалисты в области искусственного интеллекта заменили физические тренировки по восстановлению двигательных функций игрой с воображением, по окончании которой пациент получает возможность двигаться.

Один из разработчиков комплекса, профессор Института компьютерных наук и технологий (ИКНТ) СПбПУ Лев Станкевич пояснил, что для больных после инсульта характерно поражение той части мозга, которая отвечает за двигательные функции лишь одной его стороны ‒ левой или правой. Между тем, по его словам, мозг человека очень пластичен и способен восстанавливаться в обход пораженных областей. Тренируясь на игровом комплексе, другие участки мозга со временем начинают выполнять функции утраченного, утверждает профессор.

Прежде чем приступать к тренировкам, невролог и нейрофизиолог проводят стандартные исследования, выявляющие особенности активности мозга пациента. После этого происходит сбор данных о мозговой активности: сначала пациент должен представить, как он двигает рукой, сжимает кисть, а потом постараться совершить эти движения. В этот момент ученые при помощи электроэнцефалографа фиксируют поверхностную активность мозга. По их словам, программа совершенствуется на основе полученных данных с помощью методов машинного обучения.

Оборудование компактное: ноутбук со временем может быть заменен планшетом или смартфоном. В игровом комплексе используется беспроводной электроэнцефалограф. Тренировки могут осуществляться в домашних условиях. Период реабилитации занимает около 2 месяцев.

Еще один разработчик комплекса, аспирант Института металлургии машиностроения и транспорта (ИММиТ) Филипп Гунделах полагает, что главное преимущество разработки – геймификация. "Пока в нашем арсенале только одна игра, когда главный герой ходит по саду и срывает фрукты: чем больше правильных "воображений" реального движения, тем больше фруктов он соберет, тем эффективнее будет двигательная реабилитация", ‒ отметил он, подчеркнув, что игра затягивает пациента, он видит реальный результат своих мыслей. В настоящее время в СПбПУ разрабатывается еще одна игра, в которой герой будет стрелять по объектам. Количество игр планируется увеличить, пациент сможет сам выбирать то, что ему интересно.

Клинические испытания аппарата начнутся в июле в Городской больнице №40 (Санкт-Петербург). После испытаний медицинские учреждения смогут приобрести данный комплекс, чтобы на своей базе самостоятельно проводить реабилитацию пациентов.

реабилитация после инсульта

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Информация предоставлена Информационным агентством "Научная Россия". Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.