Россияне все больше и больше хотят учиться, к такому выводу пришли исследователи из Высшей школы экономики. Они провели мониторинг экономики образования совместно с Аналитическим центром Юрия Левады.

Доля взрослых россиян (в возрасте 25-64 лет), получавших дополнительное образование, увеличилась с 8% в 2006 году до 14% в 2014 году. Наиболее востребованными оказались курсы повышения квалификации (5,4%), регулярные и разовые профессиональные лекции, тренинги, семинары, конференции (3,9%). А вот МВА, стажировки и второе высшее оказались не настолько популярными.

Более половины опрошенных стремились усовершенствовать знания и навыки, необходимые для своей профессиональной деятельности. 10% рассчитывали, что дополнительное образование станет аргументом для повышения зарплаты, а 5,4% опрошенных надеялись таким образом повысить свой авторитет или добиться продвижения по карьерной лестнице.

При этом самой распространенной практикой самообразования остается изучение профессиональных печатных материалов (книг, журналов, тезисов и т.п.) — 12%. Самообразованием с использованием материалов из интернета в 2014 году занимались около 7,5% респондентов.

Замдиректора Центра статистики и мониторинга образования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Николай Шугаль говорит, что в условиях кризиса самыми эффективными оказываются вложения в интеллектуальный и профессиональный капитал. «В такие периоды специалисты лично заинтересованы в повышении профессиональной квалификации, расширении профессиональных навыков, увеличении своей конкурентоспособности. Мы предполагаем, что в сегменте дополнительного профессионального образования и профессионального обучения в ближайшее время будет происходить увеличение спроса», — говорит социолог.