Роскосмос заказал учёным «противомусорную» систему

Российские учёные уже приступили к разработке системы слежения за космическим мусором

Российские учёные и специалисты по предложению Роскосмоса разрабатывают проект системы слежения за космическим мусором и опасными астероидами, которая объединит военные и гражданские средства наблюдения; финансирование проекта может начаться уже в 2014 году, сообщили РИА Новости участники посвящённого этой теме заседания научно-технического совета космического агентства.

«Речь идёт о развитии средств наблюдения для парирования угроз, исходящих от техногенного засорения околоземного космического пространства – космического мусора. И второй вопрос – предупреждение об астероидно-кометной опасности. Цель – повысить роль России в решении этих международных проблем», – сказал Виктор Шилин, генконструктор системы контроля космического пространства РФ, сотрудник корпорации «МАК «Вымпел», ставшей системным интегратором проекта.

По его словам, в заседании научно-технического совета участвовали представители нескольких десятков организаций: сотрудники академических институтов, таких как Институт астрономии (ИНАСАН), Институт космических исследований, Институт прикладной математики имени Келдыша, представители предприятий Роскосмоса и подразделений Минобороны. Председательствовал глава Федерального космического агентства Владимир Поповкин.

В частности, представители ИНАСАНа предлагают постройку двух телескопов с диаметром зеркала около полутора метров. Один из них – АЗТ-33ВМ – уже устанавливается в обсерватории в Саянах. ЦНИИ «Комета» разрабатывает проект «Небосвод», который предполагает запуск двух больших космических телескопов. А организация НСОИ АФН (Научная сеть оптических инструментов для астрометрических и фотометрических наблюдений) выступила с относительно дешёвым проектом слежения за астероидами с помощью приборов своего класса.

В общей сложности, по словам Шилина, было выдвинуто около 30 разных предложений с технико-экономическими обоснованиями и заделами. Предполагается, что все они будут объединены в единый системный проект, рассчитанный на реализацию до 2020 года.

Конструктор отметил, что в отличие от прежних вариантов, в новой системе не будет единого центра, откуда будет поступать вся информация. Вместо этого предлагается сделать систему распределённых центров, взаимодействующих друг с другом и обеспечивающих информацией соответствующих потребителей.

По словам Игоря Молотова, руководителя сети телескопов НСОИ АФН (ISON), созданной Институтом имени Келдыша и астрономическим научным центром «Проект-техника», Владимир Поповкин поручил создать межведомственную комиссию по подготовке опытно-конструкторских работ (ОКР).

«Ожидается, что финансирование начнёт выделяться с 2014 года, а с 2015 года серия ОКРов попадёт в Федеральную космическую программу», – сказал он.

Виктор Шилин обратил внимание на важность военно-гражданского сотрудничества в данной сфере. В частности, отметил он, полноценная система слежения должна обладать точками наблюдения, разбросанными по всему земному шару. Однако военные не могут размещать такие средства за границами страны.

«Двигаться за рубеж мы можем только по линии Академии наук, Роскосмоса. Они будут договариваться об установке инструментов на обсерваториях всего мира… Кроме того, мы хотим использовать тот задел, который наработан при создании оптических инструментов для министерства обороны», – сказал собеседник агентства.

Говоря о международном аспекте проблемы, участники встречи заметили, что России не имеет смысла пытаться догнать американцев: она должна выбрать для себя нишу, где сможет относительно малыми средствами вносить существенный вклад в общее дело. Одним из таких направлений может быть сопровождение астероидов, сближающихся с Землёй, для более точного вычисления их орбит, чем практически не занимаются американские астрономы.

«Значительная часть вновь открытых астероидов очень быстро теряются. Их наблюдают несколько суток, точность вычисленной таким образом орбиты очень низка и они теряются, а потом их «открывают» снова», – сообщил журналистам один из участников сети НСОИ АФН Леонид Еленин.

Он отметил, что определённая часть позиций в базе данных Центра малых планет может представлять собой несколько разных обозначений одного физического тела.

Еленин и его коллеги предлагают создать на базе уже существующей сети небольших телескопов систему, которая будет отслеживать движение астероидов в течение длительного времени, уточняя их орбиту и изучая физические свойства. Это потребует в десятки раз меньше средств, чем проекты больших наземных телескопов и космических аппаратов.

астероиды космический мусор леонид еленин роскосмос учёт-наблюдение-мониторинг