Грызуны оказались хорошим примером эволюции семейных отношений

На примере близкородственных мелких грызунов – хомяков, полёвок и мышей – сибирские учёные выяснили некоторые интересные закономерности создания семьи

Перефразируя классика, все счастливые в личной жизни грызуны счастливы по-своему. Джунгарские хомячки и хомячки Кэмпбелла предпочитают промискуитет, домовые мыши и некоторые полёвки – водяная и красная – полигинию, а вот другие полёвки (узкочерепные), а также степные пеструшки – моногамны. Это выяснили учёные из Института систематики и экологии животных Сибирского отделения РАН, сделав в результате исследования массу любопытных выводов.

В основу работы учёных была положена оценка того, как влияют на формирование систем семейных отношений два вида полового отбора: конкурентная борьба, обычная для мужских особей, и выбор партнёра, характерный для самок. Численные параметры изученных зависимостей были подвергнуты дальнейшей математической обработке с помощью методов многомерной статистики.

«Использованный нами набор видов грызунов оказался весьма удачен для целей нашего исследования, так как представляет собой практически полный спектр различных видоспецифических систем брачных отношений, существующих у млекопитающих: промискуитет (неупорядоченные половые связи), моногамия (постоянные брачные пары) и полигамия (в частности, полигиния – спаривание одного самца с несколькими самками)», – отметил ведущий научный сотрудник ИСиЭЖ СО РАН Михаил Потапов.

Выяснилось, что промискуитет, сохранившийся впоследствии лишь у двух видов хомяков, располагается в самом начале эволюционной схемы.

«Для них характерна территориальность и раздельное одиночное обитание особей двух полов, встреча которых происходит только в период готовности самки к спариванию. В это время на её участок приходят окрестные самцы, которые конкурируют за доступ к ней», – говорит Потапов.

Более крупная ветвь реконструированного древа, в свою очередь, тоже вскоре делится, образуя два альтернативных направления в зависимости от того, какой из двух видов полового отбора превалирует. Если преобладает конкуренция самцов за самок и успехи на «личном фронте» напрямую зависят от степени агрессивности, то формируется полигинный тип семьи, а среди «мальчиков» устанавливается иерархия доминирования, в которой большую роль играет демонстрация социального положения.

К моногамии приводит преобладание противоположного вида отбора. Полагаясь на вкусы партнёрш, самцы становятся более толерантными к соседям; самки же склонны выбирать ранее известных им самцов с низким уровнем «скандальности». При этом растёт отцовский вклад: мужские особи обеспечивают максимально возможный уход за потомством.

«Отцы тоже начинают активно участвовать в уходе за потомками: греют их, строят и поправляют гнездо, а также охраняют общий семейный участок, пока матери выходят из гнезда «промяться и подкрепиться». Более того, в случае разлучения сложившихся моногамных пар степной пеструшки и узкочерепной полёвки один или иногда оба из бывших партнёров гибнут. Такая верность своей семье заслуживает уважения!» – отметил Потапов.

По его мнению, результаты исследования можно экстраполировать на другие виды млекопитающих, не исключая и человека.

«Несмотря на то, что человечество организует разные репродуктивные группы, от моно- до полигамных и даже бессистемного промискуитета, закономерность здесь общая: отцы непосредственно и очень активно заботятся о потомстве только в случае постоянных, моногамных, отношений в семье», – сказал учёный.

Источник: www.copah.info