Материалы портала «Научная Россия»

Робот НЕО поможет детям с аутизмом

На помощь детям-аутистам и их врачам приходят роботы-воспитатели.

- Эйдан, смотри! - восклицает Нео, маленький человекоподобный робот, одновременно включая висящий на стене экран. На экране появляется знаменитый пес Скуби Ду. Эйдан - трехлетний мальчик, страдающий аутизмом, сразу смотрит туда, куда указывает ему робот.

Нео – робот-гуманоид ростом 60 см, его внешний облик первоначально разработан французскими специалистами, а позже улучшен и адаптирован для  новой важной миссии.  Он представляет собой часть умной электронной системы, состоящей из камер, экранов и компьютера, сконструированной специально для того, чтобы помогать таким детям, как Эйдан, концентрировать свое внимание и взаимодействовать с окружающим миром. Формирование  этих важнейших поведенческих реакций, которые у здоровых детей возникают  сами собой в процессе общения с окружающими, для детей с аутизмом представляют большую проблему. Их зачастую трудно обучить даже поворачивать голову на звук, реагировать на слова родителей или преподавателя.

Существует печальная статистика – в США, например, у одного из каждых 88 малышей диагностируются нарушения, классифицирующиеся как аутизм. И количество детей-аутистов за 4 года выросло на 78 процентов!

Итак - почему именно робот? Исследования психологов показывают – симпатичный механический человечек, товарищ в играх, нравится всем малышам – и дети-аутисты не исключение. Инженер-механик, профессор Ниланхан Саркар, из Университета Вандербильт 6 лет назад решил сконструировать такого помощника для своего маленького племянника, живущего в Индии. Но он решил – одного робота мало, нужна электронная система, а робот должен стать лишь самой главной ее частью.

Помимо робота, комната ребенка оборудована серией маленьких камер, которые контролируют все действия ребенка, оценивают, куда направлен его взгляд и внимание, а робот играет роль посредника между электронной системой и малышом, поддерживая и направляя его активность. Робот умеет говорить и жестикулировать, он может даже похвалить ребенка, в его память заложены дружеские слова и комментарии, помогающие ему реагировать и концентрировать внимание.

Первый опыт работы на этой системе показал, что надежды ученых оправданны – оказалось, что дети-аутисты следуют указаниям робота ничуть не хуже, чем указаниям врача-человека, а иногда даже охотнее и лучше! Конечно, даже самый симпатичный робот не заменит ребенку доктора. Но он сможет систематически отрабатывать и повторять с маленьким пациентом навыки внимания и концентрации, которым обучает его психотерапевт. Разработчики системы сейчас стремятся сделать эту электронную систему доступной по цене максимальному количеству нуждающихся.

аутизм ниланхан саркар робот-гуманоид человекоподобный робот

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий