Группа американских инженеров под руководством Джоана Савола (Joan Savall) из Стэндфордского университета разработали приспособление, которое должно помочь ученым в исследование мушек дрозофил. Сообщение об этом исследователи опубликовали в журнале Nature.

Мушки-дрозофилы — весьма популярный объект в биологических исследованиях. Это связано с тем, что эти насекомые могут быстро размножаться и соответственно с их помощью удобно наблюдать, как влияет применение какого-то вещества на потомство. Однако поскольку эти мушки имеют маленький размер, то ловля, измерение и отсаживание уже измеренных дрозофил сопряжена с некоторыми трудностями, особенно когда нужно измерить большое количество плодовых мушек.

Для того чтобы упростить исследование, группа Джоана Савола разработала специальное приспособление, которое позволяет ловить, измерять и даже проводить операции на мозге дрозофилы, — все те операции которые традиционно выполняются вручную при помощи пинцета. Кроме того, новое приспособление позволяет определить пол мушки с 99% точностью.

Вначале аппарат, помещенный над емкостью с мушками, выбирает одну мушку и опускает на ее спину специальную тонкую трубочку, которая удерживает выбранное насекомое. После этого прибор может или произвести необходимые измерения, или продолжить удерживать мушку для проведения каких-либо других манипуляций уже с участием человека. После этого аппарат может отсадить уже обследованную муху отдельно от ее необследованных сородичей. Ученые замечают, что трубочка, которая прикрепляется к мухе, настолько миниатюрна, что муха может практически не заметить ее и продолжать двигаться с ней. Например, с помощью этой трубочки можно исследовать, как муха будет перемещаться по шарику, из которого время от времени выделяются разные запахи.

Стоит новый прибор менее 5000$ и позволяет, по словам инженеров, обследовать более 1000 мушек всего за 10 часов, что существенно больше, чем можно измерить вручную за аналогичный промежуток времени даже в большой лаборатории.

О том, чем знамениты мушки-дрозофилы и зачем ученые изучают именно их, можно узнать в заметке Научной России.