Возвращение в Рио: второй шанс для планеты

В нынешнем году в Рио-де-Жанейро состоится новая итерация экологического саммита, прошедшего здесь же 20 лет назад

Двадцать лет назад, когда на прошедшей на высшем уровне встрече «Планета Земля» мировые лидеры обязались оберегать климат и биоразнообразие Земли, они понимали, что это будет нелегко. Однако вряд ли многие могли предугадать, насколько усугубится ситуация. В 1992 году содержание двуокиси углерода в атмосфере было ниже 360 частиц на миллион (ч.н.м.), а сейчас его концентрация практически достигает 400 ч.н.м. и неуклонно растёт. В то же время с угрожающей скоростью исчезают биологические виды.

В преддверии второй встречи «Планета Земля» в Рио-де-Жанейро журнал Nature изучает причины и последствия тех перемен, а также усилия, прилагаемые к предотвращению наихудшего развития событий. Наша оценка показывает, сколь ничтожно малых успехов народы добились в выполнении обязательств, которые сами же на себя и возложили в 1992 году.

Но есть и определенные успехи. Бразилия значительно преуспела в сокращении вырубки лесов и создании природоохранных территорий. Однако, как возражают представители международной организации Conservation International, ее нынешняя политика вызывает беспокойство, и для того, чтобы оберегать окружающую среду, страна должна прилагать ещё больше усилий. Хотя в международном масштабе усилия по охране природы и застопорились, применяемый корпорациями принцип «от простого к сложному» мог бы обернуться прибылью как для планеты, так и для бизнеса.

В отличие от зашедших за два последних десятилетия в тупик политиков, учёные пришли к более глубокому пониманию причин и последствий нынешнего экологического кризиса. Основным предметом статей и обзоров этого выпуска является влияние беднеющего биоразнообразия на экосистемы и вопрос, насколько в этом повинны ненасытные системы потребления развитого мира.

Рио даёт Земле и ее жителям второй шанс. Возможно, последний.

Источник: Nature.com