Зоологи подсчитали млекопитающих Новосибирских островов

Зоологи подсчитали белых медведей, оценили численность моржей и впервые встретили серых китов в районе островов Де-Лонга

В августе-сентябре 2012 года на Новосибирских островах была проведена комплексная научная экспедиция по гранту Русского географического общества. В её ходе были проведены, в частности, зоологические исследования.

Целью учёных был сбор информации о белых медведях и морских млекопитающих в районе архипелага.  Для изучения белых медведей в экспедиции принял участие Никита Овсяников, кандидат биологических наук, заместитель директора по науке Государственного природного заповедника «Остров Врангеля» – один из ведущих специалистов по белому медведю в мире. Исследовательская задача состояла в оценке встречаемости белых медведей на островах, их физического состояния и потенциальных источников корма в летний период, когда морские льды в районе архипелага исчезают. Изучение распределения морских млекопитающих в акватории Новосибирских островов было специальной задачей исследовательской группы Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН в составе инженера Дениса Иванова и его ассистента Дмитрия Филатова.

Объединив усилия, исследователи организовали круглосуточные непрерывные наблюдения за морскими млекопитающими вахтовым методом по всему маршруту судна.

В результате в ходе экспедиции собраны ценные данные по видовому составу и распределению морских млекопитающих по всему пути следования. В дополнение к визуальным наблюдениям были собраны образцы биоматериала для последующих лабораторных исследований.

Кроме того, наблюдения проводились стационарными группами, работавшими на островах Котельном, Фаддеевском, Большом Ляховском и Новая Сибирь, а также во время движения лодок на маршрутах вдоль берега и кратковременных высадок мобильных групп на островах архипелага. В этих работах дополнительно участвовали сотрудники МГУ, СВФУ, ИГ РАН и других учреждений.

Архипелаг Новосибирские острова лежит в ареале обитания центрально-сибирской популяции белых медведей – одной из трёх населяющих Российскую Арктику и совершенно неизученной. За всё время исследований в этом регионе зоологи попадали на архипелаг всего несколько раз, а специального изучения белых медведей здесь вообще никогда не проводилось. Экспедиция РГО 2012 года дала возможность собрать первичную информацию, которая важна для оценки значения Новосибирских островов в жизненном цикле белых медведей.

В общей сложности в ходе экспедиции зарегистрированы встречи 17 белых медведей – на островах Новая Сибирь, Жохова, Генриетты, Вилькицкого, Котельном и Фаддеевском. Все встреченные медведи были нормально или хорошо упитанными. На острове Вилькицкого белые медведи кормились моржами, которые выходили здесь на берег, формируя небольшое лежбище численностью до 80 животных. Полученные в ходе экспедиции результаты показали, что все острова Анжу и Де-Лонга используются белыми медведями в качестве рефугиума для переживания периодов исчезновения морских льдов в зоне континентального шельфа в данном географическом регионе.

Общая численность моржей у острова Вилькицкого, включая выходивших на берег и плававших в воде, оценена в 200—250 особей. Единичных моржей – две группы по две и три особи – Д. Филатов наблюдал также у острова Беннета.

Важным открытием в ходе экспедиции были три встречи серых китов (всего четыре особи). Две встречи были с юга от острова Беннета: одного кита наблюдал и сфотографировал Н. Овсяников; двух китов вместе наблюдали Д. Иванов и Н. Овсяников, оба были сфотографированы. Определение вида подтверждено по фотоснимкам. Ещё одного кита Д. Иванов наблюдал в 7,5 милях к северу от острова Вилькицкого. Это первые известные встречи серых китов в акваториях островов Де-Лонга и северо-западный предел встреч серых китов в Российской Арктике.

белые медведи институт проблем экологии и эволюции имени северцова киты морж новосибирские острова русское географическое общество